О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

От составителя. Страница 1

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

Cвоеобразное, яркое, жизнелюбивое творчество замечательного художника Александра Яковлевича Головина по праву пользуется широчайшим признанием. Русское театрально-декорационное искусство обязано Головину оформлением многих спектаклей, отличавшимся невиданной ранее цельностью, образностью, художественностью.

Головин неизменно был соавтором замысла и сценического решения спектакля, продуманного им до мельчайших деталей, включая и грим актеров и бутафорию.

На протяжении многих лет являясь главным художником императорских театров, Головин не только создавал обладающие высокой художественной ценностью эскизы декораций, по и сам всегда участвовал в исполнении этих декораций.

Талантливый колорист, знаток исторических стилей, тонко проникающий в дух любой эпохи, Головин был высоко артистичен во всех областях искусства. Блестящий художник театра, он ярко проявил себя также в области портрета и пейзажа, создав и здесь непреходящие ценности. Посвященный Головину сборник включает три основных раздела: воспоминания самого художника, его письма и воспоминания о нем. Приложенный список его театральных, живописных и графических работ позволит оценить масштабы его разностороннего дарования, поистине поразительные трудоспособность и энергию.

Воспоминания А.Я. Головина «Встречи и впечатления», впервые опубликованные в 1940 году под редакцией Э.Ф. Голлербаха, ныне печатаются полностью по машинописному экземпляру рукописи, хранящемуся в рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эпистолярное наследие Головина сравнительно невелико. Оно состоит в основном из кратких писем-записок. Но даже эти письма представляют большой интерес, так как позволяют восстановить круг творческих связей художника и узнать ряд штрихов, существенных и в биографическом отношении, и с точки зрения историко-театральной. В комментариях к письмам публикуются или воспроизводятся некоторые документы, освещающие совместную работу режиссера и художника, — среди них присланная Головину экспликация В.Э. Мейерхольда к его постановке «Дон-Жуан» Мольера и письма К.С. Станиславского, содержащие ряд соображений относительно оформления спектакля «Женитьба Фигаро».

Составляющие особый раздел воспоминания о Головине по большей части написаны художниками, исполнителями его творческих замыслов, или актерами, которые часто встречались с ним в процессе подготовки оформляемых им спектаклей. Все они сохранили благодарную память о Головине, замечательном мастере и человеке, чье насыщенное и самозабвенное творчество может служить примером новым поколениям художников и артистов. Не случайно народная артистка РСФСР Е.И. Тиме заканчивает свои воспоминания о Головине словами: «Всякий, кто соприкасался с ним, может считать себя счастливым и обогащенным на всю свою творческую жизнь», — а среди них немало таких, кто составляет гордость советского искусства.

Александр Яковлевич Головин.

В русском театрально-декорационном искусстве первая четверть XX столетия — время стремительного развития, значительных событий. К началу 1900-х годов отечественная школа театральной декорации окрепла и испытывала небывалый подъем. Широкое признание получило творчество замечательных художников Мамонтовской оперы. Влияние этих мастеров распространилось даже на косные казенные сцены Москвы и Петербурга. В новаторских исканиях молодого Московского Художественного театра важную роль сыграл Симов — «родоначальник нового типа сценических художников»1 — сорежиссеров спектакля. В 1906 г., г. первую поездку Московского Художественного театра за границу, и в 1910-е годы, в пору зарубежных триумфов дягилевских антреприз, русское театрально-декорационное искусство завоевало мировую славу.

За четверть века сначала русские, а затем советские театры ощутили колоссальный прилив художественных сил, испытали разнообразные и плодотворные влияния многих выдающихся мастеров изобразительного искусства, среди которых блистают имена Поленова и К. Коровина, Ап. Васнецова и Симова, Юона и Федоровского, Бакста и Бенуа, Кустодиева и Лансере.

В их числе был и Александр Головин. Даже в плеяде столь ярких дарований он выступает как один из самых выдающихся художников театра. Головин обладал самобытным талантом, блестящим мастерством. Он был в полном смысле слова главным художником, многие годы определявшим направление декорационного искусства петербургских императорских сцен.

Головин находился в самой гуще событий театрального Петербурга 1900—1910-х годов, продолжал работать в петроградских театрах в первые послереволюционные годы, на склоне лет создал оформление к двум спектаклям МХАТа. Его знаменитые декорации к «Маскараду», погибшие в Великую Отечественную войну, хорошо знал советский зритель.

Особенно значительную роль сыграл Головин в русском и советском театрально-декорационном искусстве как деятельный защитник высокой профессиональной культуры, враг рутины и ремесленничества, едва ли не первый на казенных сценах сторонник союза художника и режиссера. Не случайно один из ведущих художников советского театра В. Дмитриев назвал его «отцом современного театрально-декорационного искусства».2

На протяжении тридцати лет творчество Головина последовательно связано со всеми наиболее значительными явлениями театральной жизни. Его путь начался в Мамонтовском кружке и завершился в Московском Художественном театре. Именно Головин был среди тех «мамонтовцев», которые возглавили и реформировали декорационное искусство казенных сцен. Он был участником дягилевских антреприз. Учился у Поленова, сотрудничал с Коровиным. Создавал спектакли в содружестве с Мейерхольдом, а потом со Станиславским.

Его имя неотделимо от сделавшихся классическими постановок опер «Псковитянка», «Кармен», «Орфей и Эвридика», драматических спектаклей «Дон-Жуан», «Маскарад», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и ряда других.


1 К.С. Станиславский. Предисловие к мемуарам В.А. Симова (рукопись). Музей Художественного театра, № 5131/113, 114, л. 2.
2 В. Дмитриев. Декорации Головина. «Советское искусство», 1945 г., 23 июля.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7

Содержание


Катерина (Головин А.Я.)

Портрет поэта и композитора М.А. Кузмина

Жена, Мария Константиновна (1898-1899 г.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.