Биография
Великий художник – Александр Головин был рожден 17 февраля (1 марта по новому стилю) в 1863 году. Будущий живописец родился в семье священника. Произошло это важное для культурной жизни страны событие в Москве, на Плющихе. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское. В настоящее время эта местность является Москвой, а тогда это было Подмосковье. Переезд случился по причине назначения отца будущего художника.
В то время Яков Данилович Головин был назначен профессором богословия, а также настоятелем местного храма, бывшей домовой церкви графов Разумовских. Академия, где начал работу отец художника была только что основана, это была Петровская земледельческая и лесная академия. В настоящее время эта академия известна под названием «Тимирязевка».
Будущий художник часто вспоминал, что именно организатор и первый директор академии Н. И. Железнов, который являлся выдающимся русским ботаником и агрономом, первым заметил его художественные наклонности. С помощью академических профессоров, мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Для начала он обучался в Катковском лицее, славившемся своей «классической» программой и прицелом на воспитание будущих «государственников».
После того как отец мальчика умер в 1878 году, будущий художник перевелся в также знаменитую Поливановскую гимназию. Отсюда вышли такие знаменитые поэты, как В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, шахматист А. Алехин и многие другие. Стоит сразу сказать, что в гимназии Поливанова был некий культ Шекспира. Истоки любви Головина к театру образовались именно здесь. Александр уже тогда говорил, что у него тряслись коленки, когда открывался занавес.
В 1881 году Головин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Вскоре он понял, что со специализацией допустил ошибку, перевелся на живописное отделение. Но любовь Александра Головина к архитектуре на этом не была окончена. Она отзывалась в художественном мире Головина. Стоит заметить, что декоративная «архитектурность» большинства его театральных и живописных работ очевидна.
Тогдашнее МУЖВЗ блистало как своими профессорами, так и студентами. Студенты готовились сказать слово в русской живописи. На протяжении своей учебы в этом заведении Головину удалось познакомиться с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым. Нестеровым. Коровин свел его с Врубелем. Молодых художников сильно сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах. Именно здесь и знаменитые и не очень занимались они «быстрым» рисунком.
Стоит отметить, что весьма чуткий В. Д. Поленов стал для Головина и остальных молодых художников не только профессором, но также воспитателем и духовным отцом. Особенно важна была дружба Головина с Е. Д. Поленовой, которая являлась сестрой учителя. Именно она сыграла большую роль в жизни Головина. Можно сказать, что именно она открыла в нем и помогла освоить грани его дарования. Именно это помогло ему занять свое место в истории русской культуры начала XX века. «Малый ужасно обеднел, — писала Поленова о Головине и 1890 году, — и тяготится этим».
Можно сказать, что после смерти матери в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. В первые годы после окончания учебы Головин работал подмастерьем у декоратора А. Томашки. Александр Головин занимался расписыванием цветов на атласе на заказ, можно сказать, что Головин не боялся грязной работы. В прошлом осталась рисовка и своеобразное «пижонство», из-за которых знавшие молодого Головина называли его «франтиком». Также назвал его и Поленов, и его сестра. Стоит отметить, что привычку красиво и стильно одеваться Головин не утратил до конца своих дней.
В 1889 году он — вместе со всей поленовской «когортой» — съездил в Париж на Всемирную выставку. Головин был покорен новейшей французской живописью. Некоторое время Александр Головин занимался и во французской мастерской, именно здесь он понял, что «в своих прежних работах делал не то, что следовало делать». По приезду в Россию он всеми силами пытался делать именно «то». В то время многие из кружка Поленова стремились делать именно это. Вскоре первую пастель Головина приобрел сам П. М. Третьяков.
В сентябре 1897 года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре она родила Головину двоих прекрасных дочерей - Елену, Марию, и сына Александра. Брак не был долгим, вскоре он распался. Головин страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика — в ноябре 1898 года умерла Е. Д. Поленова. Спасла молодого художника только работа, в которую он окунулся с головой.
В 1898 году Московскую контору Императорских театров возглавил В. Теляковский, который являлся бывшим полковником, выпускником Академии Генштаба, при этом очень чутким к запросам современного искусства. Он принялся энергично реформировать всю систему подготовки спектаклей на казенной сцене. Первым делом Теляковский пригласил работать в Большой театр в качестве оформителей «настоящих» художников Коровина и Головина. Головин сильно сомневался в своих силах, но первый опыт (опера А. Корещенко «Ледяной дом») оказался удачен, и дело пошло.
В мае 1901 года Теляковский стал и директором Императорских театров. В Петербург вместе с ним переехал и Головин. С того времени Головин и Теляковский стали очень хорошими друзьями, на протяжении долгого времени они работали рука об руку. Не все и не всегда между ними было гладко, но, тем не менее, перед принятием решений Теляковский всегда советовался с Александром. Каждый год они вместе отправлялись заграницу, вплоть до 1912 года. Нарекания же директора вызывала медленность работы Головина, вызванная «самоедством» мастера, который время от времени терял веру в себя.
В этот период своей жизни Александр был в самой гуще культурной петербургской жизни. Он был довольно близок к кругу «Мира искусства», хотя были и некоторые разногласия. Лидеры объединения Бенуа и Добужинский не однажды устно и в печати «покусывали» своего коллегу. Целую эпоху петербургского бытия Головина составила его совместная работа с Мейерхольдом. К тому времени Мейерхольд уже успел поиграть в Художественном театре. Также он пытался реализовать свои новаторские идеи в театре Веры Комиссаржевской.
Но во взглядах на режиссуру они не сошлись, и Мейерхольд в 1907 году оказался «на улице». Здесь ему на помощь пришел Головин. Он рекомендовал режиссера Теляковскому. Тот взял его на работу. Следующие десять лет Головин и Мейерхольд стали близкими друзьями, как на работе, так и в частной жизни. «Орфей и Эвридика» и «Маскарад» являлись самыми «громкими» плодами их совместного творчества. В 1912 году Головин стал действительным членом Академии художеств. В это же время у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. С 1913 года и до самой смерти Головин жил в Царском Селе.
Эпоха, которая была как – будто специально создана для Головина, окончилась в 1917 году. Рухнула старая Россия, а вместе с ней — и изысканная культура «серебряного века». В театре говорили об упрощенном «искусстве для народа». После 1925 года Головин практически не выезжал из бывшего Царского. Но перед этим состоялась знаменательная встреча Головина со Станиславским в Одессе. Результатом этого стала совместная работа над «Женитьбой Фигаро» Бомарше.
В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля. Сам же художник не смог попасть на премьеру. У него сильно отекли ноги, ему был прописан постельный режим. Эта премьера была последним триумфом Головина. Последние три года жизни Головину снились декорации, ведь он был отлучен от активной театральной жизни. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930 года Александр Головин скончался.
Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова | Спальня графини (Головин А.Я.) | Натюрморт. Фарфор и цветы (Головин А.Я.) |