О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Вакансия слесаря-сантехника в Санкт Петербурге
прием бу аккумуляторов
Главная > О художнике > Аудиобиография

"Александр Головин"

Замечательный русский художник — Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля 1863 года в семье священника, в Москве, на Плющихе. Через три года семья переехала в Петровско-Разумовское, в Подмосковье.

В то время Яков Данилович Головин был назначен профессором богословия, а также настоятелем местного храма бывшей домовой церкви графов Разумовских. Академия, где начал работу отец художника, была только что основана, — это была Петровская земледельческая и лесная академия, переименованная сейчас в Тимирязевку.

Будущий художник часто вспоминал, что именно организатор и первый директор академии Железнов, который являлся выдающимся русским ботаником и агрономом, первым заметил его художественные наклонности. С помощью академических профессоров мальчик был определен в самые престижные учебные заведения Москвы. Для начала он обучался в Катковском лицее, славившемся своей «классической» программой и прицелом на воспитание будущих «государственников».

После того как отец Саши умер, будущий художник перевелся в 1878 году в также знаменитую Поливановскую гимназию. Отсюда вышли такие знаменитые поэты, как Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, шахматист Александр Алехин и многие другие. Стоит сразу сказать, что в гимназии Поливанова был некий культ Шекспира. Истоки любви Головина к театру образовались именно здесь. Александр уже тогда говорил, что у него тряслись коленки, когда открывался занавес.

Еще гимназистом почувствовавший влечение к искусству, Александр Головин поступил в 1881 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — сначала на архитектурное отделение, потом на живописное. Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров.

После выпуска, испытывая серьезные материальные затруднения, Головин был вынужден некоторое время зарабатывать ремесленной росписью интерьеров. В поисках собственного пути он многое перепробовал: занимался станковой живописью, декоративными искусствами — проектировал мебель и утварь, делал майоликовые панно, участвовал, вместе со своим другом Константином Коровиным, в оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900-го года в Париже.

Можно сказать, что после смерти матери в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. В первые годы после окончания учебы Головин работал подмастерьем у декоратора Августа Томашки. Художник занимался расписыванием цветов на атласе на заказ, — можно сказать, что Головин не боялся грязной работы. В прошлом осталась рисовка и своеобразное «пижонство», из-за которых знавшие молодого Головина называли его «франтиком». Также назвал его и Поленов, и его сестра. Стоит отметить, что привычку красиво и стильно одеваться Головин не утратил до конца своих дней.

В сентябре 1897-го года Головин женился на Марии Константиновне Котовой. Вскоре она родила Александру двоих прекрасных дочерей — Елену, Марию, и сына Сашеньку. Брак не был долгим, вскоре он распался. Головин страдал. Страдания усугублялись потерей ближайшего друга и советчика — в ноябре 1898-го года умерла Елена Дмитриевна Поленова. Спасла молодого художника только работа, в которую он окунулся с головой.

И, несмотря на медленность работы Головина, вызванной «самоедством» мастера, который время от времени терял веру в себя, его, наконец, вскоре ждал блистательный успех декоратора.

Решающим поворотом в жизни художника стало приглашение в Большой театр. Первые же работы — декорации к опере Корещенко "Ледяной дом" в 1900-м году и к опере Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" в 1901-м — оказались удачными. В 1902-м году он был приглашен в Петербург на должность главного декоратора императорских театров. С тех пор его творчество и лучшие достижения надолго связаны с двумя столичными театрами — музыкальным Мариинским и драматическим Александрийским.

Одной из лучших работ, заставивших говорить о Головине как о смелом новаторе, было оформление "Кармен" в Мариинском театре в 1908-м году, в котором он разрушил стереотипы восприятия известной оперы Жоржа Бизе. Головин работал и для "Русских сезонов" в Париже: в 1908-м году оформил "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского и "Жар-птицу" Игоря Стравинского в 1910-м — спектакли, имевшие триумфальный успех.

В предреволюционное десятилетие Головин сотрудничал главным образом с выдающимся режиссером-новатором XX века Всеволодом Мейерхольдом, который нашел в нем идеального соавтора в осуществлении принципа "чистой театральности". Начало их сотрудничеству положил спектакль "У врат царства" Кнута Гамсуна, в Александрийском театре, в 1908-м году; затем были поставлены "Дон-Жуан" Мольера и опера "Орфей и Эвридика" Глюка, оформленные в духе так называемого традиционного театра, где стилизаторское воскрешение старых сценических средств и приемов использовалось для решительного обновления театральной эстетики. Их совместные работы в большинстве своем стали событиями истории отечественного театра.

В спектакле Александрийского театра "Гроза" 1916-го года по пьесе Александра Островского, трактованной не как бытовая, а как национально-романтическая драма, действительность представала словно увиденной через восприятие возвышенной души героини. В опере Александра Даргомыжского "Каменный гость", поставленной в Мариинском театре в 1917-м году, изображение Испании шло от романтизированных представлений об этой стране, выраженных в подчеркнутой символике цвета и орнаментального декора.

Венцом творческого содружества Головина и Мейерхольда был спектакль по драме Михаила Лермонтова "Маскарад", над которым они трудились в Александрийском театре несколько лет. Его премьера, состоявшаяся 25 февраля 1917-го года, прозвучала мрачным реквиемом уходящей в прошлое России. Здесь чрезвычайно сложное и торжественное оформление составляло органическую часть полуфантастического театрального действия — роскошного и пугающего. "Маскарад" Головина завершил целую эпоху русской сценографии, подготовив ее выход на новые рубежи.

После 1917-го года Головин в театре был занят гораздо меньше, чем прежде, фактически он оказался не у дел. В последний раз ему удалось блеснуть превосходными декорациями в известном спектакле МХАТа "Безумный день, или Женитьба Фигаро", поставленном в 1927-м году по пьесе Бомарше, но следующая его работа, декорации к "Отелло" Уильяма Шекспира, не нашла в том же театре понимания — спектакль вышел уже после смерти художника в сильно искаженном оформлении. Вынужденную бездеятельность Головин компенсировал тем, что занимался журнальной и книжной графикой и, более всего — живописью. В частности, он создал в 1922 году превосходные иллюстрации к "Двойнику" Гофмана.

Великий театральный художник, он был и незаурядным станковым живописцем, написавшим много портретов, преимущественно людей из своего окружения. Большой известностью пользуются его портреты Федора Шаляпина в ролях Мефистофеля — 1905 год, Олоферна — 1908-й год и Бориса Годунова — 1911-й год, а также портрет Всеволода Мейерхольда — 1917-й год. Головин был и автором прекрасных пейзажей и натюрмортов, исполненных в его очень индивидуальном, проникнутом декоративностью, стиле.

Эпоха, которая была как — будто специально создана для Головина, окончилась в 1917 году. Рухнула старая Россия, а вместе с ней — и изысканная культура «серебряного века». В театре говорили об упрощенном «искусстве для народа». После 1925 года Головин практически не выезжал из Царского села.

В 1927 году в Художественном театре с оглушительным успехом прошла премьера «Женитьбы Фигаро». Сам же художник не смог попасть на премьеру. У него сильно отекли ноги, ему был прописан постельный режим. Эта премьера была последним триумфом мастера. Последние три года жизни Головину снились декорации, ведь он был отлучен от активной театральной жизни. Он чувствовал себя забытым и мучился этим. 17 апреля 1930-го года Александр Головин скончался. А творчество этого «печального мага с русскою душою», — как назвал знаменитого живописца Михаил Кузмин, — и по сей день радует своими волшебными красками всех почитателей русской живописи.


У стен Мадрида (Головин А.Я.)

Эскиз декорации к балету Лебединое озеро

Испанка на балконе (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.