О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Воспоминания > Встречи и впечатления > Л.И. Жевержеев — коллекционер

Глава пятнадцатая. Страница 1

1-2

Новые веяния в театрально-декорационном искусстве.— Роль художника в советском театре. — Молодые театральные художники и их работы.

Искания молодых художников до революции сравнительно мало проникали в театральную жизнь, они были более заметны на выставках, где выступали талантливые новаторы. Следя за их работами, я мог наблюдать, как развивается искусство рисунка в творчестве отличных рисовальщиков — Митурича, Тырсы, Владимира Лебедева, Анненкова, Бор. Григорьева. Интересны и ценны были живописные работы Шагала (замечательные по краскам), Альтмана и др. Особенно даровит, по-моему, Владимир Лебедев. Его рисунки, отражающие современный быт, навсегда останутся «летописью» нашего времени. Большим живописцем считаю я К.С. Петрова-Водкина. Мне кажется, он был на ложном пути в том периоде, когда писал свои африканские картины; позднее он нашел свой стиль. Совсем особенное, «уникальное» явление представляет собой Филонов с его сложной живописью. Из числа современных скульпторов наиболее интересны, па мой взгляд, Шервуд и А. Матвеев. После революции некоторые передовые художники удачно применили свое дарование в театральной работе. На выставке театрально-декорационного искусства, устроенной в Академии художеств в 1927 г. при ближайшем участии Л.И. Жевержеева1 и З.Ф. Голлербаха, наглядно проявились те ценные новшества, какие возникли в театре за последнее десятилетие (они обстоятельно освещены в статьях Голлербаха, Бартошевича2 и других материалах, помещенных в сборнике, изданном по поводу выставки)3. Как отмечено было комитетом выставки, на протяжении последнего десятилетия театральное искусство и в частности декорационное мастерство испытали разнообразные и плодотворные влияния революционной современности. Советский театр прошел большой путь развития и во многих отношениях обновился благодаря энергичной работе передовых театральных деятелей нашего Союза. Творческие усилия режиссеров, направленные на создание новых форм театрального зрелища, заслуживают высокой оценки и общественного внимания. Не менее значительны и работы театральных художников, призванных к разрешению новых задач художественного оформления спектакля. Невозможность удовлетворить безотлагательно потребность в новых театральных зданиях, весьма ограниченное количество высококачественных образцов новой драматургии, необходимость приспособления пьес классического репертуара к требованиям нового зрителя и ряд других затруднений чрезвычайно осложнили работу театральных художников, требуя от них большой изобретательности и напряжения сил4. Отдельные крупные достижения советских театральных художников неоспоримы, и на пороге десятилетия Октябрьской революции представлялось своевременным произвести обзор и оценку этих достижений.


1 Л.И. Жевержеев — коллекционер, составил в Петрограде ценное собрание материалов по истории русского театра, аналогичное бахрушинскому в Москве. Собирал преимущественно эскизы декораций и костюмов работы современных художников. После Октябрьской революции передал свое собрание государству, и оно влилось в организованный в 1919 г. Ленинградский государственный театральный музей, в котором Л.И. Жевержеев оставался хранителем и заместителем директора до своей кончины в годы блокады Ленинграда.
2 А.А. Бартошевич — искусствовед, художественный критик, специально занимался вопросами театрально-декорационного искусства.
3 Изданный Академией художеств сборник статей «Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927», был выпущен к выставке в ознаменование десятилетия Октябрьской революции. Головин был членом редакционной комиссии этого сборника, а также членом президиума комитета выставки.
4 Первые пьесы, вошедшие позднее в золотой фонд советской драматургии, были написаны и поставлены во второй половине 1920-х годов, а в отношении произведений классической драматургии господствовала точка зрения, будто они нуждаются в «приспособлении», переделках, «монтаже и перестановке» отдельных сцен и т.п. Кроме отсутствия новых, хорошо оборудованных театральных зданий, в первые послеоктябрьские годы ощущалась также острая нехватка в декорационном холсте, красках и иных материалах.

1-2

Содержание


Портрет Марины Эрастовны Маковской

Столовая в доме доктора Вангеля

Эскамильо (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.