О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
виброопоры и виброизоляторы
Главная > Воспоминания > Встречи и впечатления > Московское училище живописи

Глава первая. Страница 1

1 - 2 - 3 - 4

Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1880-х годах. — И.М. Прянишников, В.Е. Маковский. — В.Д. Поленов и его влияние на художественную молодежь. — Товарищи по школе — Коровин, Левитан, Нестеров, Архипов. — Искусство Врубеля.

Восьмидесятые годы — время моего пребывания в Московском училище живописи1 — были годами расцвета «передвижничества»2. Имена Крамского, Ге, Верещагина, Репина пользовались огромной популярностью среди людей, причастных к искусству. «Передвижнические» настроения господствовали не только в творчестве художников, но, как следствие, и в способах преподавания искусства.

В Московское училище живописи я поступил в 1882 г.3 на архитектурное отделение, где занимался три года под руководством профессоров Попова, Зыкова, Каминского и других. Мои занятия архитектурой шли успешно, но любовь к живописи была во мне сильнее, чем интерес к зодчеству, и я решил перейти на живописное отделение.

Одним из наиболее влиятельных профессоров-живописцев был в ту пору И.М. Прянишников, принадлежавший к группе «передвижников». Еще до учреждения Товарищества передвижных выставок он писал обличительные жанровые картины, имевшие большой успех у публики. Это был как бы Островский в живописи. Его очень ценил В.В. Стасов, видевший в его картинах воплощение ужасов будничной прозы, более потрясающих, по мнению критика, чем самые кошмарные сцены войны.

Прянишников был человек прямой, резковатый, вспыльчивый. Ему нравились те живописные работы, которые были близки к натуре. Искания стиля он не одобрял. Преподавал он у нас в фигурном классе, где я вначале не бывал, что не укрылось от внимания профессора. Заметив мое отсутствие на утренних этюдных уроках, он обратился ко мне с настоятельным советом начать заниматься натурой.

Когда в 1889 г. я исполнил на соискание серебряной медали картину «Снятие с креста», Прянишников остался ею очень недоволен, так как она была сделана не в той манере, какая им культивировалась, а совершенно самостоятельно. Это показалось Прянишникову недопустимым своеволием, он отозвался о картине неодобрительно, волновался при этом и кричал до хрипоты. «Снятие с креста» не удостоилось медали, однако нашлись люди, которым работа моя понравилась, и она была приобретена для церкви в имении Вогау4.

Другим моим учителем живописи был В.Е. Маковский, также видный деятель «передвижничества». Он был, несомненно, опытным мастером, но творчество его, как и творчество Прянишникова, меня не увлекало и не оказало на меня влияния. Вообще, «передвижничество» не захватывало меня своими темами, хотя я и чувствовал значительность отдельных мастеров, входивших в этот круг.

Живопись преподавали в училище братья Евграф и Павел Сорокины, о которых у меня сохранились довольно смутные воспоминания. Помню только, что они участвовали в росписи храма Христа-спасителя.

Зато яркой фигурой представляется мне В.Д. Поленов5. Его картины восхищали всех нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. После пасмурной живописи «передвижников» это было настоящее откровение.

Путешествие Поленова на Восток — в Сирию, Палестину, Египет — дало ему богатейший материал для исторических картин. «Генисаретское озеро», «Христос и дочь Иаира» и особенно «Христос и грешница»6 вызывали в то время почти такой же восторг, как произведения знаменитого Фортуни7. В них было столько света и ярких красок, что по сравнению с ними живопись «передвижников» казалась чем-то вроде фотографии.

Влияние Поленова на художественную молодежь 80-х и 90-х годов было весьма заметно. Около него и его сестры, художницы Е.Д. Поленовой8, группировались начинающие художники. К их отзывам прислушивались, их похвалой дорожили.


1 Училище живописи — Московское училище живописи, ваяния и зодчества, организовано в 1832 г. В 1865 г. ему было предоставлено право присваивать оканчивающим звание классного художника или учителя рисования. В 1918 г. было преобразовано в Высшие государственные художественные мастерские, позднее на их базе возник Московский Художественный институт им. В.И. Сурикова.
2 Передвижничество — прогрессивное направление в русском изобразительном искусстве второй половины XIX в. С 1871 по 1923 г. Товариществом передвижников было организовано сорок восемь выставок.
3 В действительности Головин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества 8 сентября 1881 г. (ЦГАЛИ, ф. 650, оп. 2, ед. хр. 209. Дело Головина Александра Яковлевича).
4 Картина «Снятие с креста» была приобретена Е.А. Карзинкиной для церкви в имении Вогау близ ст. Одинцово Смоленской железной дороги. В упомянутом выше деле ученика Головина хранится его прошение о выдаче впредь до получения диплома временного свидетельства «в том, что курс наук окончил в 1887/8 г. и удостоен двух медалей и большой медали 1889/90 г. за картину «Снятие с креста». Там же справка, где сказано, что «удостоен двух малых серебряных медалей за этюд и рисунок в 1887/8 уч. г. и большой серебряной медали в 1889/90 уч. г. за картину».
5 В.Д. Поленов — живописец и театральный художник. С 1926 г. народный художник РСФСР. В Училище живописи, ваяния и зодчества руководил пейзажным и натюрмортным классами в 1882—1895 г. Принимал большое участие в судьбе своих учеников К.А. Коровина и А.Я. Головина.
6 Упомянутые Головиным картины Поленова «Христос и грешница» (1887 г.) и «На Генисаретском озере» (1888 г.) были действительно написаны после путешествия на Восток, а дипломная картина «Воскрешение дочери Иаира» была написана задолго до этой поездки, в 1871 г.
7 Фортуни Мариано — испанский художник, работал преимущественно в Риме. Один из предшественников импрессионизма. Его техническими приемами увлекался Врубель.
8 Е.Д. Поленова — работала главным образом в области жанровой живописи и книжной иллюстрации. Увлекалась народным творчеством и орнаментом. Оказала большое влияние на творчество Головина в 90-е годы.

1 - 2 - 3 - 4

Содержание


Витязь (Головин А.Я.)

Улица в Севилье (Головин А.Я.)

Тихон (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.