О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Глава девятая. Страница 1

1 - 2 - 3 - 4

Глава девятая.

Гастроли в Париже. — «Шехеразада». — «Жар-птица». — «Павильон Армиды». — Отзывы французской критики.

В 1909 г. С.П. Дягилев, преодолев большие трудности, повез русский балет в Париж с целью показать там новейшие достижения русского искусства. Спектакли происходили в театре Shatelet1 крайне запущенном и требовавшем большого переустройства. К.Ф. Вальц приспособил сцену для сложных перестановок. Помещение оркестра было увеличено в три раза; зал и коридоры были покрыты коврами, кулуары украшены зеленью. Театр, прежде довольно неуютный, совершенно преобразился. Энергично велись репетиции. Балетными артистами руководил неутомимый Фокин, оркестром — Черепнин и Купер, хорами занимались московский хормейстер Авранек и режиссер Санин, ставивший в 1908 г. в Париже «Бориса Годунова»2. Остановлюсь сначала на этой постановке 1908 г.

Декорации к «Борису Годунову» писал по моим эскизам К.Ф. Юон3. Он же сделал рисунки пером по этим эскизам для книги о «Борисе Годунове», изданной в Париже4.

Помню, при изображении Успенского собора у меня получилась какая-то неточность, которая взволновала археолога Чичагова, всегда стоявшего на страже исторической достоверности. Эта неточность получилась незаметно для меня и была вызвана общим композиционным замыслом5.

С декорациями к «Годунову» было много хлопот. Они прибыли в Париж вовремя, но их долго не удавалось получить на таможне. Наступил день спектакля, а декораций в театре еще не было. Началась паника, предполагалось отменить спектакль. Наконец, уже в шесть часов вечера, за два часа до поднятия занавеса, декорации были доставлены, но в каком виде!.. На сгибах потрескалась краска, отстали целые куски малинового тона на декорациях Грановитой палаты. Стали искать в парижских магазинах малиновую пастель, скупили ее в огромном количестве. Уже почти перед самым началом спектакля К.Ф. Юон и я растирали ее руками, замазывая те места, где недоставало малинового цвета.

Помню, какой фурор произвело выступление Шаляпина в роли Бориса. Весь зал был захвачен его игрой и пением. Я стоял во время спектакля за кулисами. Когда появился Шаляпин, находившийся около меня француз-пожарный воскликнул с изумлением: «Скажите, это настоящий русский царь?» В годы дягилевских гастролей весьма торжественно происходили генеральные репетиции, имеющие в Париже большее значение, чем премьеры. На них собирался цвет умственной и родовой аристократии Парижа, множество артистов, композиторов, писателей, художников, все послы, жившие в Париже, министры и светская знать. Здесь можно было встретить Замбелли, Айседору Дункан, Анри Рошфора и Октава Мирбо, Барту и Кайо, Сен-Санса и Габриеля Форе6.

Успех русского балета был огромен. Карсавина и Нижинский сделались героями дня. Совершенно исключительный успех имели массовые танцы, превосходно поставленные Фокиным.

Артистический Париж был необычайно взволнован триумфом русского балета. Кажется, все газеты и журналы были полны рецензий; портреты русских артистов печатались по многу раз. Наш балет стали осаждать приглашениями на гастроли: Фокина звали на должность балетмейстера в Grand Opera, в Миланский театр La Scala, в театр Gaite, в Монте-Карло, в Нью-Йорк. Карсавина получила приглашение в Америку и Лондон. Шоллар получила несколько ангажементов в Grand Opera, Gaite и в Лондон; Розай и группа его товарищей уехали на гастроли в Лондон.

Успех русского балета продолжался и в 1910 г. в Grand Opera и в 1911 г. снова в Chatelet.

Художественный критик Henri Gheon поместил в «La Nouvelle Revue Francaise»7 обширную статью «Несколько замечаний по поводу русского балета», где восторженно отзывался о современном русском искусстве.

«Художественный балет, художественная феерия, — писал он, — мечта Малларме и наша мечта — осуществляется... но, увы, не нами. Неужели мы сами не могли бы добиться такого успеха?»


1 Театр Chatelet (что по-французски означает «маленький замок») — принадлежит парижскому муниципалитету. До первого дягилевского «Русского сезона» здесь ставилась мелодрама «Похождения Гавроша», которая прошла более ста двадцати пяти раз. Сдавался театр Шатле различным антрепризам и посещался мелкой буржуазией и ремесленниками.
2 Премьера состоялась 19 мая 1908 г.
3 Для парижской постановки «Бориса Годунова» исполнителями декораций были, кроме К.Ф. Юона, также Б.И. Анисфельд, E.Е. Лансере, С.П. Яремич и др.
4 Название брошюры, изданной к парижской премьере «Бориса Годунова»: «Boris Godounow de Modeste Moussorgsky. Theatre national de l'Opera. Paris, 1908».
5 О неточностях в декорации ко второй картине пролога, изображавшей Успенский собор в московском Кремле, см. в воспоминаниях В. Теляковского (стр. 302—303).
6 Названные Головиным лица, которые присутствовали на открытых генеральных репетициях первого спектакля первого балетного «Русского сезона» в Париже: Замбелли — прима-балерина, позднее педагог Парижского театра Оперы, Анри Рошфор и Октав Мирбо — писатели, Барту и Кайо — министры, политические деятели, Камилл Сен-Санс и Габриель Форе — композиторы.
7 «La Nouvelle Revue Francaise» — «Новое французское обозрение» — ежемесячный французский журнал.

1 - 2 - 3 - 4

Содержание


Натюрморт. Флоксы (Головин А.Я.)

Терема (Головин А.Я.)

Кармен (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.