О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > О творчестве > Известные картины

Известные картины

Портрет художника Н.К. Рериха. 1907

Портрет художника Н. К. Рериха (1907)


104 на 104 см.

Картина находится на хранении в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Благодаря совместным делам в «Мире искусства» Александр Головин был знаком с Рерихом. Это предполагает не только их дружбу, но и близость художественных установок, благодаря которым в 1898 году объединились участники «Мира искусства». Среди них присутствовало некое синтетическое искусство, своеобразный пассеизм. С 1903 года объединение формально не существовало, влившись в «Союз русских художников». Внутренние групповые разногласия, которые часто бывали, привели к тому, что необходимо было реанимировать группы, это и произошло в 1910 году.

Первым председателем возрожденного объединения тогда избрали именно Рериха. Но к тому времени у Головина и Рериха появилось более существенное дело. С начала открытия «Русских сезонов» в Париже, (то есть с 1909 года) художники активно учувствовали в оформлении спектаклей. То, что Головин решил написать портрет своего приятеля, говорит об их большой близости.

Вскоре пути художников разошлись в разные стороны. Но этот портрет остался памятником эпохе. Он является довольно типичным для работ этого ряда. С. Маковский в 1913 году писал о фразе, которую он услышал: «Я хочу, чтобы человек взял да и "ушел" из портрета!». Другими словами, чтобы он стал абсолютным двойником, причем живым.

Портрет «серебряного века» 

Из всех элементов живописи, которые в то время практиковал Головин, в данном полотне отсутствует лишь затейливый орнаментальный фон. Клубящаяся глубина за спиной Рериха так и говорит зрителю об остроте его духовной жизни. По костюму сразу можно понять, что человек на портрете является выходцем буржуазии. Строгость, изысканная простота в одежде отличала представителей того времени от представителей художественной петербургской элиты.

Многие зрители говорили о магнетизме взгляда Рериха на картине. Головину удалось рассмотреть и передать на полотне этот магнетизм. Именно этот магнетизм и повлек Рериха в его «теософское» путешествие на Восток.

Многие портреты Головина, и этот в том числе, отличаются динамикой внутренней. Жесты на картинах являются психологическими характеристиками. Стоит заострить свое внимание на то, как напряженно сжаты пальцы Рериха на этой картине, хотя сама по себе картина довольно неэмоциональна.

Испанка в черной шали. 1908Испанка в черной шали (1908)


97 на 69 см

Картина выставляется и хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва

Работа в 1908 году над постановкой оперы Визе «Кармен» в Мариинском театре увлекала Головина. Он уже давно загорелся Испанией. Еще в 1902 году художник написал свою первую «испанку», положившую начало живописной серии. Картина не была вполне живописна. Придумывая костюмы для оперы, художник стал одевать героев очень реалистично.

Моделями ему служили работники театра, например балерины. Костюмы, выполненные для этой оперы, настолько понравились зрителям, что позже была устроена персональная выставка костюмов. Это была новость! А «испанки», увиденные как бы па театральной сцене, сложились в удивительный цикл. Цикл костюмов отошел на второй план. Одежда подчеркивала особенности данного типажа. Хотя в некоторые момент акцент расстанавливался именно на одежду. В таких случаях автор просто проводил эксперименты с цветом.

Представленная здесь картина «Испанка в черной шали» является одной из лучших картин данного цикла. Подбоченившаяся героиня просто просится в подруги цыганской «звезды» табачной фабрики и всей Севильи из оперы Визе.

Национальный тип

Вьющиеся черные локоны специально подчеркивают удлиненный овал лица, характерный для испанок. Также они отвечают психологическому «рисунку» героини картины. Кружевная мантилья написана знатоком испанской одежды. Но и крупнейшим театральным художником — именно художник небрежным движением набрасывает ее на плечо цыганки.

Черные очи испанки полны страсти и огня. Они кажутся зрителю чуть раскосыми. Линия данной раскосости повторяется в линии чуть улыбающихся губ. Это удвоение задает один из ритмических векторов работы.

В руке испанки цветы. Это некий пример соединения в одной картине различных жанров. В данном полотне соединился портрет и натюрморт. Сами руки расположены так, что кажется — героиня вот-вот пустится в пляс.


Пейзаж. Павловск. 1910Пейзаж. Павловск (1910)

107 на 107 см

Картина выставляется, а также хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

Долгое эхо XVIII века

Небо, которое было написано отдельными пятнами краски, кажется театральным. Важную роль играло его реалистичное изображение. Цвет играет в унисон с построением пейзажа. Вода слегка волнует каждого зрителя своим цветом. Она зеркальна. Здесь показан своеоб­разный композиционный ход, соби­рающий изображение в одно целое.

Деталью в живописи Головина, которая сопровождает его в творчестве, является при­хотливая ритмическая линия, в данном случае заданная изогнутой березкой. Подобные вещи можно встретить не раз. Типичным является и хронологиче­ский "Значок» - классицистское здание, отсылающий зрителя в совершенно определен­ную эпоху. Это в работе единственное напомина­ние о человеке.

Чтобы понять, почему эта работа является характерной для начала 20 века, необходимо полно и четко представить эстетическую программу «Мира искусства». Необходимо знать, что предпочитали писать художники, что было им близко. Участники «Мира искусств» пошли на поиски вдохновения, а нашли они его в дворянской культуре России. Эпоха Екатерины были их главной темой. Можно сказать, что это был гениальный век со всеми своими проблемами, войнами, дворцами, интригами и переворотами.

Эта самая красива идея, которую придумали художники. В творчестве таких художников вы сможете увидеть пейзажи со странными видами Царского Села. В их картинах много тоски о прошедшем «золотом веке». Но их тоска безрезультатна. Головин тоже поддался такому настроению. Подобные работы давали художнику возможность еще раз «ма­нифестировать» особенности его художественной манеры, и он этой возможностью с охотой пользовался.


Пруд в чаще (Головин А.Я.)

Главный занавес (Головин А.Я.)

Березки (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.