О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Техника

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

Картон, на котором художник задумал воссоздать выбранный фрагмент картины Головина, был специально загрунтован смесью белил и неаполитанской желтой с добавлением синего кобальта. По полностью просохшему фону художник сделал детальный контурный рисунок смесью синего ультрамарина и черной краски с добавлением белил. Автор работал кистью. Далее он смесью мерной краски, а также прусской синьки, желтой охры закрасил внутренние поверхности полок тумбы. По мере продвижения вверх прусская синька и черная краска постепенно замещались желтой охрой и белилами. Оттенками этой же смеси окрашивались второстепенные предметы.


2. ОРНАМЕНТ

Внешние поверхности тумбы были специально окрашены смесью желтой охры, светлого желтого кадмия, желтой лимонной и белил. На некоторых участках картины в смеси увеличивалось содержание белил и лимонной желтой, а на более темных - содержание желтой охры. Фоновый орнамент, на стенах шатра, воспроизводился той же смесью - с добавлением малого количества тердисиены с целью приглушения тона. Общую контрастность стены можно снизить при помощи легких поверхностных мазков.



3. ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХ

На последних этапах работы над картиной необходимо нанести на горизонтальные поверхности грубые редкие мазки приготовленных ранее смесей. Наш художник прописал нижнюю полку смесью, такой же как и для воспроизведения средней полки. А сверху специальной смесью для изображения желтых поверхностей мебели. Также были сымитированы и блики. Синие фрагменты написаны смесью обожженной тердисиены, прусской синьки и белил.


«Ролевой» портрет

Орнамент

Стоит сразу упомянуть, что в те времена декоративность была одной из самых отличительных черт творчества во всей модернистской культуре начала 20 века. На данном полотне, кроме декоративной функции, орнамент призван передать и пряную восточную атмосферу действа. Орнамент также был и основой восточного оформительского искусства.

Библейский образ

Головин создал настоящий, потрясающий ряд ролевых портретов. Чаще всего писал артистов. Ему удалось решать в своих картинах художественные настоящие задачи. В образе ему удавалось соединять и «сценического» и «человеческого» персонажа. Стоит только обратить внимание на изображение глаз на портрете Шаляпина, на его мимику. Да, здесь изображен страшный библейский Олоферн собственной персоной, но также можно увидеть и русского человека с огромной душой. Именно таков был Шаляпин.

Живой огонь

Общин колорит этой работы определяется той единой цветовой гаммой, в какой исполнено все полотно. Она соответствует специфическому освещению, созданному огнем свечей. Сам огонь выглядит очень натурально — и это никого не удивит, если мы вспомним, что перед нами портрет, который автор писал ночами. Призрачный колеблющийся свет заливает пространство, внушая зрителю тревогу.

Смешение техник

Дух новшества и экспериментов проник в живопись Головина. Он выражался в том, что Головин больше не хотел писать картины в традиционных техниках исполнения. Стали появляться новейшие материалы. Данный портрет был написан пастелью и гуашью. А, например, при создании «Портрета Шаляпина к роли Бориса Годунова» художник и вовсе дополнил темперу фольгой, введя в композицию элементы коллажа.

Плоскостное изображение

Портрет поражает зрителя не столько своим сюжетом, который являлся основой, но и манерой исполнения. Законы перспективы здесь в порядке, но ощущения глубины пространства не возникает. Зритель стоит перед плоскостью холста и воспринимает ее, прежде всего, как плоскость, напоминающую декоративный театральный задник.

Головин и Серов

Данная работа довольно любопытна, благодаря своему «удвоению» художественных стилей. Написанный Головиным театральный реквизит нельзя считать вполне оригинальным. Опера А. Н. Серова «Юдифь» поставленная в «Мариинке» была оформлена сыном композитора, одним из крупнейших русских художников – Валентином Серовым. Разумеется, сама конструкция мебели — это его изобретение. Но на холст все это перенес уже сам Головин.

В унисон с эпохой

Головин соединил в своем творчестве художественные новейшие идеи, родившиеся на рубеже XIX—XX веков. Театрализация жизни и театрализация культуры, во многом определившие образ эпохи, стали основой его художественного мира.


Берег Волги (Головин А.Я.)

Вече в Псковском Кремле. Лунная ночь (Головин А.Я.)

Умбрийская долина (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.