О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Воспоминания > С.В. Герасимов.

А.Я. Головин-живописец

Сбреди блестящей плеяды русских художников театра конца XIX века и начала XX века выдающееся место занимает Александр Яковлевич Головин. С именем этого замечательного художника связано представление об искусстве реальном и прекрасном, убедительном и гармоничном. Он начал работать в период расцвета национального русского оперного театра, когда с замечательными артистами, во главе с гениальным Шаляпиным, встретилась группа художников — В. Васнецов, В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин, В. Серов и другие. Деятельность этих художников в театре является славной страницей в истории декорационного искусства.

Творчески близкий к этой группе художников, А.Я. Головин представляет собой одно из крупнейших явлений театрального искусства того времени. Он создал изумительные театральные оформления, и целый период декорационного искусства в русском театре можно назвать периодом Головина.

Ясно помню то исключительное впечатление, которое произвели на нас, тогда еще совершенно юных художников, появившиеся в начале 900-х годов на выставке эскизы Головина к «Псковитянке» Римского-Корсакова — «Псковский Кремль» и «Вече». Это были не только эскизы декораций, которые являются частью спектакля,— нет, это были самостоятельные художественные произведения! В них было ярко и убедительно выражено чувство любви к древнерусскому, народному, и оно под кистью Головина ожило, волновалось и нас волновало неотразимо, и так совпадало с внутренним содержанием музыки Римского-Корсакова. Надо признаться, что это впечатление осталось у меня и до сих пор.

Убедительность и реальность декораций А.Я. Головина, при всей их повышенной пышной декоративности и изысканной узорчатости, заключается в том, что он, владея большой культурой театрального дела, одновременно с этим был и крупным живописцем-реалистом.

Его художественное восприятие мира воспитывалось и развивалось на постоянном изучении натуры, в непрерывном творческом труде художника-реалиста. Он неустанно работал в области портрета, пейзажа, будучи Кувшинки. 1920-е г. первоклассным рисовальщиком и живописцем.

Если театральные работы Головина имели своей базой его живописные работы, то надо сказать, что и театр помог ему найти свои окончательные формы его живописных решений. Александр Яковлевич обладал особой, лишь ему свойственной манерой живописи. Известно, что для него не была типичной живопись маслом. Темпера, акварель и клеевые краски были основным материалом воплощения его живописных замыслов, и они в известной степени тоже помогли определить и живописную трактовку его произведений.

Всякий материал в руках настоящего мастера становится прекрасным, когда артист, воплощая определенную мысль, открывает в нем качества, лишь этому материалу свойственные: это блестяще доказал своими работами А.Я. Головин.

Живопись Головина декоративна в лучшем понимании этого слова. Она реалистична, форма в ней ясно очерчена, цвет живой, звучащий, гармоничный: она всегда прекрасно скомпонована на предоставленной ей поверхности.

Среди его портретов видное место занимают портреты Ф.И. Шаляпина. Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова, одной из самых потрясающих ролей великого артиста, является типичным для живописи Головина. Он решен монументально, могуче вписан в живописное поле, прекрасно нарисован, реален и декоративен одновременно. В целом это крупное психологически насыщенное декоративно-музыкальное произведение. Также очень интересны портреты Шаляпина в ролях Олоферна, Демона и Мефистофеля.

Часто Головин пишет портреты в сдержанных цветах, но и в них удерживается гармоничная декоративность. Мне очень запомнился особой цветовой насыщенностью при строго реалистической трактовке портрет певца Д. Смирнова (в опере «Манон»), очень сильное и смелое произведение.

Им создан целый цикл живописных «Испанок», остро и выразительно задуманных, всегда в новых смелых сочетаниях цветов, многочисленные портреты деятелей культуры и искусства, прекрасные интимные портреты на фоне интерьера и сцены. Среди них необходимо упомянуть очень живой, эмоциональный портрет балерины Смирновой. Им выполнена целая галерея живописных работ и все произведения его настолько индивидуальны, что их легко отличить от работ других художников.

Головиным создано много пейзажей. В них так же ярко выражены основные принципы его живописи. Он был очарован природой, созерцательность занимала немалую долю в его восприятии натуры. Но в театре эта созерцательность переходила в активные композиционные решения. Он остро передает характеристику и сложность композиционных сплетений листвы и больших групп деревьев. И здесь он проявляет себя крупным мастером. Он пишет правдиво, уверенно и свободно.

Нельзя не упомянуть его работ в области монументально-декоративного и прикладного искусства. Его майолики украшают, вместе с врубелевскими, здание гостиницы «Метрополь». И именно здесь наиболее ощутимо, что, будучи человеком своего времени, Головин не мог в какой-то степени избежать в ряде произведений дореволюционного периода некоторого влияния господствовавшего тогда стиля «модерн».

Прекрасный художник с большим творческим диапазоном, А.Я. Головин блестяще проявил себя в русской реалистической театральной декорации. Он создал также выдающиеся произведения станковой живописи и декоративного искусства.

Наше передовое советское искусство многонационально. В его наследии лежат неисчерпаемые сокровища народного декоративного искусства. В порядке дня советской декоративной живописи стоят вопросы се дальнейшего развития в плане социалистического реализма. Вопросы эти нельзя признать уже окончательно решенными. Их предстоит практически решить самим художникам. И в этих условиях творчество замечательного русского художника А.Я. Головина приобретает особенное значение.


1 Вступительная статья к Каталогу выставки произведений народного артиста художника А.Я. Головина (1863—1930). М — Л., 1956.


Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова

Спальня графини (Головин А.Я.)

Натюрморт. Фарфор и цветы (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.