О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Из воспоминаний о работе Головина в театре. Страница 13

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14

В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Головин создал многое, но главным образом в области портрета, пейзажа, книжной графики. Графика в его творчестве представляет собой интереснейшую, совершенно необследованную и требующую особого изучения область. В 1925 г. Головина привлекли к работам по восстановлению Одесского оперного театра, для которого он создал два аппликационных занавеса, а также несколько эскизов декораций и костюмов для «Евгения Онегина» и других опер, но они в оформлении Головина на сцене не были воплощены. В Одессе Головин тогда же возобновил знакомство с К.С. Станиславским, который предложил ему совместную работу над постановкой комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», а потом и трагедии Шекспира «Отелло». Живя в Детском Селе, Головин не был в состоянии ездить в Москву, в исполнении декораций участия не принимал и своих последних двух спектаклей так и не видел.

Как ни многогранно было творчество Головина, главным делом его жизни был театр. Связав себя уже в начале своей театральной деятельности с петербургскими казенными театрами, Александр Яковлевич на протяжении многих лет был одним из самых активных деятелей, создававших и определявших лицо этих театров.

По убеждению Головина, положение соавтора спектакля накладывает на театрального художника огромную ответственность, требует от него большой эрудиции, знания жизни и театра, совершенного умения пользоваться изобразительными средствами, то есть мастерства. Театральный художник, по убеждению Головина, должен владеть разными областями изобразительного искусства, обязан работать во всех родах станковой живописи, графики и т.п. Сам он постоянно урывал от театра время для работы над портретами, пейзажами и натюрмортами. Вот его подлинные слова: «Должно каждый день рисовать с натуры».

Опираясь на изучение живой природы, он неизменно развивал в себе наблюдательность. В своих портретах он раскрывал внутреннюю сущность модели, глубоко проникал в ее психологию, отражая эпоху, и так же вдумчиво и углубленно он изучал природу. Для того чтобы передавать ее на сцене, он развивал у себя зрительную память, но как ни любил он русский пейзаж, однако этюдов с натуры не писал почти никогда. Природу он воспроизводил после длительного наблюдения и всегда вносил в свои работы элемент творческой фантазии. Каждый его пейзаж является синтезом наблюдений, иногда за целый период жизни. Поэтому его станковые пейзажи так отличаются от пейзажей и современных нам художников, и пейзажистов былых времен. В каждом его пейзаже — ив выборе сюжета, и в характере изобразительного языка — отражается индивидуальность самого Головина, человека с тонкой и чуткой душой, человека изысканного вкуса, любящего жизнь и радостно воспринимающего ее. Притом вся его работа над станковыми картинами в конечном счете служила задачам театрального художника, все свои наблюдения он в дальнейшем претворял в театральных эскизах на любые темы, будь то пейзаж, интерьер, архитектура, даже портрет. Но все, вплоть до огромнейших холстов декораций, он наполнял жизненной правдой. И даже те декорации, где целью являлось стилистическое приближение к подлинным документам отдаленных эпох, содержали элементы личных наблюдений и впечатлений. Так было при изображении псковского веча и садов Черномора, Севильи в «Кармен», интерьеров в «Каменном госте».

Взгляд Головина на деятельность театрального художника и вся его практика завоевали театральным художникам равноправие в процессе создания спектакля. Борьба, которую он вел за положение и права художника в театре, помогла в дальнейшем и советским художникам театра проявлять свои дарования и равноправно участвовать в решении новых проблем, возникших в советском театре.

Тесно связанный с техническими работниками различных театральных цехов, а не только с ведущими артистами и лицами, возглавляющими коллективы, постоянно общаясь с рабочими, которые фактически осуществляют замысел художника,— тут и маляры, и электромонтеры, и плотники, и столяры, и бутафоры, и костюмеры,— Головин руководил работой специалистов, никому не передоверяя наблюдение за ней. Он находил замечательные формы общения с исполнителями своих замыслов: мягкая форма речи, никогда не обидная для самолюбия критика, твердое стремление добиться своего, прислушиваясь в то же время к советам рядовых сотрудников. Тем охотнее выполнялись все его указания.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14


Москва

Пруд в чаще (Головин А.Я.)

Главный занавес (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.