О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Из воспоминаний о работе Головина в театре. Страница 2

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14

Когда в казенных театрах ставились оперы иностранных композиторов, декорации часто заказывались за грапицей иностранным декорационным фирмам и исполнялись ими по западноевропейским традициям, а говоря точнее, — штампам. Эти заказы свидетельствовали о недоверии руководителей императорских театров к русским художникам, а тем самым замедлялось развитие русской национальной декорационной культуры в театре. Иногда подобные заказы декораций за грапицей бывали обусловлены в договорах с иностранными фирмами при приобретении нотных материалов.

Национальные русские оперы Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и Римского-Корсакова редко звучали на сценах императорских театров и к их оформлению подходили со скупостью и пренебрежением, тогда как на произведения модных французских и итальянских композиторов не жалели затрат. В драматических казенных театрах дело обстояло не лучше, а частные и провинциальные театры, обладая к тому же несравненно меньшими средствами и возможностями, не могли ставить перед собой никаких высоких художественных задач в отношении развития декорационного искусства. До появления в казенных театрах новых художников-живописцев профессионалы-декораторы неуклонно пользовались здесь твердо установившимися приемами: композиция и живопись были таковы, что любая декорация походила на другую.

Исполнение декораций представляло собой очень трудоемкий процесс, особенно в больших театрах. Над исполнением театральной декорации обычно трудился целый коллектив работников различных специальностей и квалификаций. Автор эскизов декораций возглавлял большую группу помощников и маляров, причем соблюдалось четкое деление: того, что делали помощники, не делали маляры, а работу декоратора не делали его помощники. Работа велась последовательно, по этапам, и сам художник только «бликовал», «оттенял» и т.п., заканчивая написанные декорации. Если это и ускоряло выполнение, то вместе с тем начисто лишало декорацию индивидуального почерка художника.

Именно желание внести в декорации индивидуальную манеру автора и избавиться от ремесленничества художников-исполнителей побудило станковых художников-живописцев, пришедших в театр, изменить эту систему: они стали сами писать свои декорации, применяя в них технику станковой живописи, ввели смешение основных цветов и накладывание одного цвета на другой более «корпусно», рисование кистью, а также писание декораций широкими кистями, так называемыми «дилижансами» (прежде ими пользовались лишь для покрывания одним тоном больших поверхностей).

Первые шаги на пути к созданию единства всех выразительных средств театра были предприняты еще в конце XIX в. двумя московскими частными театрами, сначала мамонтовской Русской частной оперой, а потом Московским Художественным театром. Казенные театры лишь позднее, чтобы не оказаться раздавленными и не отстать безнадежно от требований жизни, привлекли новых людей, новые творческие индивидуальности.

Из художников-живописцев в московские императорские театры первыми были приглашены Коровин и Головин. Вначале, в своих опытах там, совместно и по отдельности, они еще только пытались утвердить на практике свой взгляд на роль художника в театре, но уже тогда у них отчетливо стали проявляться совершенно новые живописные решения, хотя режиссуры в нашем смысле слова еще не существовало и единого замысла спектакля еще не могло быть. Все же это были огромные удачи художников.

Но тут сразу же сказалось и различие между Коровиным и Головиным, этими двумя крупнейшими мастерами, одаренными каждый яркой индивидуальностью. Это различие препятствовало цельности замысла при их совместной работе над созданием декораций, и с годами становилось все резче. Поэтому, когда Головину предложили самостоятельную деятельность в Петербурге, он охотно принял предложение, так как получил возможность сам осуществлять свои замыслы. Коровин же остался в Москве.

Таким образом, с 1902 г. началась новая эпоха в декорационной живописи в московских и петербургских императорских театрах.

Методы работы у Коровина и Головина существенно разнились. У Коровина постоянно работали четыре помощника,— часть их была его учениками по Училищу живописи, ваяния и зодчества. В мастерской Коровина они по актно писали декорации по его эскизам, что создавало некоторое сходство с системой работы в старых декорационных мастерских. Разница была лишь в качестве эскизов и в художественной направленности художников-исполнителей, полностью принявших живописную технику Коровина. Сам он иногда даже не прикасался к декорациям, и поэтому они не всегда бывали удачными.

1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14


Березки (Головин А.Я.)

У стен Мадрида (Головин А.Я.)

Эскиз декорации к балету Лебединое озеро

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.