О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Глава тринадцатая. Страница 3

1-2-3

В постановке было десять декоративных перемен: два зала — маскарадный и бальный (только в этих картинах сцена раскрывалась в глубину, в остальных же была уменьшена), две игорных комнаты; гостиная, кабинет, спальня, аванзал в доме Арбениных, комнаты у баронессы Штраль и у князя Звездича. Особенный успех у публики имели комната баронессы, кабинет Арбенина, комната Звездича, роскошный бальный зал и спальня Нины — interieur'ы, обставленные своеобразной стильной мебелью и декорированные с исключительной нарядностью. Мною было сделано для постановки «Маскарада» огромное количество костюмов (по нескольку для главных действующих лиц), ряд костюмов для участников костюмированного бала и т.д. «Маскарад» все время держался в репертуаре Акдрамы1 и настолько известен всем театралам, что не буду останавливаться здесь на опенке исполнителей этой пьесы, на превосходной игре Юрьева, Ведринской и др. Среди многочисленных ролей, исполнявшихся Юрьевым, роль Арбенина, несомненно, одна из самых замечательных по мастерству2. После февраля 1917 г. В.А. Теляковский подал прошение об отставке, и его пост занял Ф.Д. Батюшков. Некоторые газеты приветствовали уход Теляковского, считая, что он был чрезмерно расточителен и допускал непозволительно роскошные постановки. Я думаю, однако, что у Теляковского было не мало заслуг. Он искренне любил театр и всячески заботился о его процветании. Другое, еще более печальное событие того же года — смерть талантливого И.А. Алчевского, который был превосходным Дон-Жуаном в «Каменном госте». Он создал необычайно цельный, мощный образ. Не менее хорош был он в «Пиковой даме» (Герман), «Кармен» (дон Хозе) и др. Его тенор преодолевал какие угодно трудности. В этом отношении особенно показательны были его выступления в камерных вечерах, составленных из произведений М.Ф. Гнесина, где он демонстрировал положительно чудеса вокального искусства.


1 После Октябрьской революции Александрийский театр, переименованный в Государственный академический театр драмы, сокращенно называли «Акдрама», а иногда «Гатедр».
2 Дополнением к сказанному Головиным в его воспоминаниях о постановке «Маскарада» служит нижеследующая статья Головина, опубликованная в 1926 г. КАК Я СТАВИЛ "МАСКАРАД" Идея постановки «Маскарада» Лермонтова принадлежала мне и Вс. Эм. Мейерхольду. С этим предложением мы оба обратились к тогдашнему директору императорских театров Теляковскому. Он наше предложение принял, и работы над постановкой «Маскарада» начались с 1912 г. Поставлен же «Маскарад» был в феврале 1917 г., так что постановка потребовала пять лет напряженной работы. Чрезвычайно много времени было потрачено мною на монтировку, а Всеволод Эмильевич в это время проделывал колоссальнейшую работу со статистами. Чтобы дать настоящее маскарадное оформление, вернее, создать маскарадный стиль спектакля, я в течение нескольких лет собирал документы,— как это ни странно, не в России, а в Лондоне, Париже, Дрездене, Лейпциге и других городах заграницы. В основу спектакля из собранного мною ничего не было взято целиком, но полученный материал послужил как бы канвой, на которой вышивались узоры этого своеобразного спектакля. За все эти пять лет ни мной, ни Мейерхольдом работа не прерывалась ни на один день. Но пять лет — столь большой срок, что в конце концов при разговорах о постановке «Маскарада» в театральных кругах собеседники скептически улыбались, считая ее неосуществимой. Директор театров Теляковский даже был вызван в тогдашний «кабинет его величества» для объяснений по поводу причин этой медлительности. После объяснений он немедленно посетил бутафорские мастерские и осмотрел производящиеся работы: результатами остался очень доволен, но предложил мне и Мейерхольду торопиться. Надо сказать, что работа в бутафорских мастерских производилась под руководством главного бутафора Евсеева, блестяще исполнившего все работы по моим рисункам, а костюмы для артистов изготовлялись покойной ныне портнихой Иващенко и портным Павловым. Первая, работая для артисток, выполнила все костюмы, я бы прямо сказал, талантливо: тонкая работа и блестящее выполнение были видны не только со сцены, но и вблизи. Для всех костюмов ею были изготовлены особые чехлы для предохранения их от пыли. Так же хорошо справился со своей работой и Павлов. Генеральная репетиция состоялась в тот день, когда на улицах Петрограда уже раздавались первые выстрелы Февральской революции. Я и Мейерхольд перебегали Невский под выстрелами. Генеральная репетиция едва не была сорвана генералом Данильченко, потребовавшим по телефону немедленного возвращения в казармы всех молодых артистов труппы Александринского театра. С большим трудом удалось мне, при посредстве начальника Николаевского кавалерийского училища, присутствовавшего с юнкерами на генеральной репетиции, уговорить власти по телефону разрешить призванным артистам остаться в театре. Нарастающее революционное движение в городе сулило неудачу первого спектакля «Маскарада», назначенного в бенефис Ю.М. Юрьева по случаю двадцатипятилетия его артистической деятельности. Но, как ни странно, в день первого спектакля театр был набит, что называется, до отказа, и спектакль прошел блестяще, вызвав к себе повышенный интерес в прессе и публике. После Февральской революции «Маскарад» прошел двенадцать раз подряд, а потом спектакли шли с большими перерывами вплоть До 1923 г., когда он вновь появился и плотно обосновался на сцене б. Александринского театра. О проделанной громадной работе у меня и у В.Э. Мейерхольда имеются подробнейшие записи, которые мы хотели издать, но как-то до сего времени не удосужились заняться этим. Апрель 1926. (Журнал «Красная панорама», 1926, № 17 (111), апрель, стр. 12—13).

1-2-3

Следующая глава


Витязь (Головин А.Я.)

Катерина (Головин А.Я.)

Светлица.Утро (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.