О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Мадригал


(Взято от итальянского madrigale; от латинского matricale, что значит "песня на родном языке".)

Оркестр мадригалов (Орландо де Лассус) 1) По одной из версий, мадригал - это "пастушеская песня" эротического содержания. Мадригал со временем претерпевал изменения и уподобился эпиграмме.

Мадригал - жанр многоголосой хоровой музыки; музыкально-поэтическое произведение (лирического содержания, посвященное любовной тематике); ранний мадригал средневековья (Франческо Ландино, Якопо да Болонья) - двух- или трехголосовая композиция, в которой задействованы приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение выполняло функцию поддержания голосов или применялось как интермедии-"отыгрыши". Обычно мадригал формировался "строфически", но в обязательном порядке имел завершающий "ритурнель", в котором открывался новый музыкальный материал.

Развитие мадригала происходит в эпоху Раннего Возрождения (14 в.) в поэзии Ф. Петрарки, Франко Саккетти, Дж. Боккаччо, в музыке Ф. Ландини, П. Казелла (песня на основе двух или трех голосов). В век Позднего Ренессанса (16 в.) развивается направление мадригала - многоголосная вокальная поэма, состоящая из 4 или 5 голосов с неограниченным выбором поэтической формы. До достижения своей развитой форме мадригал претерпел влияние фроттолы. Мадригал причислен к наивысшим достижениям современной музыки. Мадригал эпохи ренессанса, как и прежде, состоит из 4, 5 или 6 голосов, но в нем более, чем достаточно, было выражено гомофонное (аккордовое) начало. Жанр совершенствовался, двигаясь от простых хоров Якоба Аркадельта к сложным по своей фактуре и обогащенным чувствами форм в произведениях Луки Маренцио, Клаудио Монтеверди, Карло Джезуальдо.

Мадригал снискал широкую популярность в Италии и других западноевропейских странах. Авторами мадригалов были Палестрина, Аркальдельт, Орацио Векки, Лука Маренцио, Монтеверди и другие. Модифицированный дополнением arioso, мадригал приобрел статус, предшествующий опере. Инструментальные сочинения, по своей структуре сообразующиеся с мадригалом, а также переведение мадригала на инструменты, имело название Fantasia, Ricercare, Toccata. Madrigalone - большой мадригал, Madrigaletto - маленький. Английский мадригал получает развитие в более позднем периоде (Томас Морли, Уильям Бёрд). Французский шансон (Клеман Жанекен) - аналог мадригала, отличающийся массовым применением изобразительных и звукоподражательных методов. В немецком искусстве мадригал или многоголосная песня, не была настолько распространена, как в других странах, и настоящие мастера жанра - не германского происхождения (Орландо Лассо, Голландия; Якоб Реньяр, Фламандия).

2) Мадригал в литературе

Лирическое произведение в стихотворной форме с виртуозно переплетающейся рифмой, имеющее схожесть с сонетом, шутливого или нравоучительного содержания. В позднем значении - остроумный комплимент в стихотворной форме, который может быть иронического характера, предназначенный для дам.

Титульный лист сборника мадригаловМадригал появляется у итальянцев в период Ренессанса и переходит в испанскую и итальянскую литературу, а на рубеже 18-19 столетий - в русскую, как жанр альбомной поэзии.

Мадригал уместен только при легком увлечении. Он лаконичный и немногословный, состоящий, как правило, не более, чем из двенадцати строк. Он не преследует искренность, важно, чтобы он был произнесен и адресован кокетке, несмотря на его преувеличенное содержание. Ей лестны комплименты, которые всерьез она не принимает. Элегия - совсем другое направление, там поток истинной тоски и грусти, которые тоже могут быть преувеличены. Мадригал нуждается в гиперболе и остроумии, шутливой трактовке с небольшой каплей грусти. Исходя из этого, автор не претендует на взаимопонимание, предусматривая себя недостойным ее внимания. Так сказать, светское кокетство, игра в любовь. А.С. Пушкин расценивал мадригал, как низкий жанр, порой - опошленный: в его годы почти в каждом дамском альбоме было по дюжине мадригалов.

Мадригалы в русской поэзии представлены творчеством И.И. Дмитриева, А.П. Сумарокова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, К.Н. Батюшкова. Вместо реальных адресатов в них проставлялись имена условно-поэтические: Селина, Лаиса, Лила и подобные. Зачастую форма мадригала имеет пародийное переосмысление, и таким определением жанра обозначалась эпиграмма. Мадригалом также называют магистральный сонет венка сонетов в архитектонической форме поэмы, состоящей из 15 сонетов.

Мадригал (ноты)
Мадригал. Ноты.

Мадригалы (Ф. Петрарка)
Мадригалы.
Франческо
Петрарка.

Исполнители мадригалов
Исполнители мадригалов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.