Суми-э
Суми-э – это монохромная живопись по шелку или бумаге тушью, которую применяют в Японии. Этот вид был позаимствован из Китая и на всех этапах своего развития основывался на принципах мировосприятия философии, акцентировании духовно-интеллектуального и творческого процессов. На своем начальном этапе существования в середине 13 века японская монохромная живопись полностью определялась воздействию китайских чаньских монахов-художников. Из сунского Китая ее завезли в 960-1279 годах, а из юаньского в 1279-1368 годах. Ее очень ценили дзенские художники и их покровители.
Наиболее чтили живопись китайских монахов Сму-ци и Лянь Кая. Дзенские монахи также практиковали рисовать портреты тинзо. Примером этому служит славный портрет наставника Мусо Сосэки (1275-1351 гг.), который был выполнен его учеником Муто Сюи. При этом живопись тушью считалась самым главным занятием. Основными фигурами в искусстве суми-э были Мокуан Рэйэн и Као Нинга (14 век).
В японского языке нам известны два термина, которые равны между собой и обозначают монохромную живопись: "суйбокуга" – картина водой и тушью и «суми-э» - картина тушью. Тот, кто считает что тушь – это простая черная краска, которую можно приготовить из клея и золы, а тушевой рисунок – это обыкновенная черно-белая картина, очень заблуждается. По этому поводу современный японский исследователь написал» «по мере пристального всматривания изображение трансформируется в образ природы – маленькую частицу мира, ту частицу, которая способна увести дух зрителя к величественному целому».
Зрелые монохромные произведения показывают не только гармонию единства художественной формы и философского осмысления, но и уникальное эмоциональное звучание, которую дает магия тушевой техники, которая передается в линиях, пятнах, штрихах и размывах. Природа живописи тушью отличается своей ритмичностью, подвижностью и текучестью. Незаполненное пространство картины способно отозваться одухотворенностью размывов, линий, дымки, пятен. Оно рождает ощущение «дыхания» этой Пустоты, из которой как, считали древние люди, все рождается и уходит туда же.
Очень широкой является выразительная возможность туши. Она может быть «новой» и «старой», «тонкой» и «толстой», «сухой» и «влажной», «тусклой» и «блестящей» и т.д. Те пигменты, которые добавляют в тушь, способны придать ей тот или иной оттенок, что в конечном результате должно учитываться мастером. Японская монохромная живопись всегда ориентировалась на китайские образцы. Но уникальная способность японцев к виртуозным интерпретациям заимствования привели к тому, что все их произведения начали преобразовываться со временем в дух отечественной художественной тенденции.
Конец 14 столетия ознаменовался в монохромной живописи как наиболее почитаемой среди дзэнских монастырей. Основные формы пейзажного жанра были выработаны Дзеэц и Минте, тогда как Сэссю Тое и Тенсе Сюбун сумели довести китайский монохромный пейзаж до адекватного «японского формата». Ярким примером этому считается пейзаж Сэссю, на котором изображена природная красота Аманохасидатэ в Японии (1501 год). Этот пейзаж хранится в национальном музее Киото.
В Китае, живопись тушью развивалась по общепринятым законам традициям вплоть до наших дней, тогда как в Японии, к этому виду искусства прибегали мастера разных направлений и школ, благодаря чему живопись тушью расширяла свой диапазон и арсенал выразительных средств суйбокуга. Например, в школах Кано и Сотацу-Корина, где были развиты приемы живописи ямато-э, начали использовать декоративные возможности тушевых линий и пятна, композиционное использование пустого пространства в произведениях и т.д.
Новые элементы пластики и декорации ввели в свой арсенал представители школы Кано. В результате, школа Кано начала определять основную линию развития пейзажной живописи в последующие века. Тавара Сотацу сумел создать особую тушевую технику «тарасиком», которая представляла собой следующую схему написания – поверх непросохшей туши мастер наносит еще один слой туши, создавая при этом декоративную выразительность «переливчатой» живописной фактуры. Мастера из разных школ живописи сумели оставить после себя уникальные монохромные произведения в виде камерных образцов на альбомном листке и свитках и вплоть до грандиозных декоративных стенных росписей. Можно уверено сказать, что монохромная живопись, так или иначе, но сумела плотно внедриться во всю историю японской живописи, начиная с 13 столетия.
Пейзаж с горой и мостиком. 1920-е г.
|
Суми-э. Макико Фукуда.
|
Роза. Суми-э.
|