Алексей Федорович Пахомов
(19 сентября 1900 г., деревня Варламово, Вологодской губернии — 14 апреля 1973 г., Ленинград)
Русский живописец и график, родился осенью 1900 года в Волгоградской губернии в семье простых крестьян. Тяга к искусству рано обнаружилась у мальчика, и он в 1915 году на благотворительные средства местного дворянства, был отправлен на учебу в Петроград.
Происходящие в те времена, революционные события и гражданская война в России надолго затянули обучение, которое закончилось лишь в 1925 году во ВХУТЕИНе. После окончания учебы художник Алексей Федорович Пахомов достаточно быстро стал считаться сформировавшимся мастером.
Попробовав в своем творчестве различные современные художественные течения, в том числе и самые авангардные, Пахомов пытался объединить в своих картинах знакомые и понятные широкому зрителю традиции живописи с достижениями искусства XX столетия.
Картины Пахомова были красивы по цветовой гамме и монументальны по композиции; написанные с утонченным мастерством, они передавали идеальные понятия художника о людях ("Работница", "Крестьянский мальчик", "Купающаяся девочка", "Жница", "Подруги", все написаны с 1920 по 1930 год).
В 1930-х годах Пахомов создал замечательную серию живописных работ "На солнце", в которую вошли картины "Купальщица", "Сестры", "У Петропавловской крепости" и другие. В этих произведениях художник с глубоко нравственной лиричностью осветил тему обнаженного человеческого тела; многие из этих сюжетов были повторены мастером в литографии.
Наряду с живописью и графикой А.Ф. Пахомов создавал замечательные иллюстрации для детских книг, сотрудничая с отделом Госиздата, занимающимся выпуском литературы для детей и юношества. Самыми любимыми темами иллюстраций были для художника темы быта русской деревни и жизнь детей. Он написал множество иллюстраций к произведениям Е. Шварца, С. Маршака и Г. Крутова. Пахомов считался одним из лучших иллюстраторов произведений для детей.
Заслуга Пахомова, бесспорно, заключалась в том, что он сумел побороть существующие стереотипы и стандарты в детской иллюстрации, придерживаясь которых, художники зачастую изображали детей в условно-кукольной, или карикатурной форме. Его же персонажи были очень обаятельны, наделены характером, и социально конкретны.
Первая половина 1930-х годов ознаменовалась навязыванием новой идеологии в живописи: началась кампания, организованная правительством, по борьбе с, так называемым, "формализмом". Положение Пахомова весьма осложнилось: его работы все чаще становились предметом для нападок. Однако художник ни в коем случае не желал поступаться своими художественными принципами и предпочел оставить живопись, а книжные и станковые работы художник стал решать без употребления цвета, полностью сосредоточившись на самом рисунке.
Война застала Пахомова в Ленинграде, но, несмотря на блокаду, художник продолжал работать и создал знаменитый цикл литографий "Ленинград в дни блокады", за который был удостоен Сталинской премии в 1946 году.
В 1960-х годах, когда в общественной жизни страны началась некоторая "оттепель", Пахомов решил вернуться к цвету, обновив, таким образом, свое искусство.
В 1973 году художник за одну из своих замечательных работ — иллюстрациям к сборнику рассказов Л. Толстого — получил Государственную премию СССР.
В апреле этого же года Алексей Федорович Пахомов скончался.
Работница. А. Пахомов.
|
Мяч. А. Пахомов. Обложка книги С.Я. Маршака.
|
Филиппок. А. Пахомов.
|