Agrestise lutumi (Сельские глины)
«Сельские глины» (в оригинале - rastiques figulines (франц.)) - изобретённый Бернаром Палисси вид керамических изделий.
Бернар Палисси (В. Palissy) (1510-1590) – крупный мастер, один из самых неординарных деятелей эпохи Возрождения во Франции. Его талант находил применение в разнообразных областях человеческой деятельности: геологии, химии, физике, ботанике, писательстве, рисовании, живописи по стеклу. Палисси придерживался идей кальвинизма, был естествоиспытателем и арканистом.
В 1539 г. состоялось его знакомство с искусством итальянской майолики, в результате чего появилась идея о создании собственной технологии красок и глазурей для росписи по керамике. В 1542 г. Палисси переезжает в Сенте (город в западной части Франции; в 1562-ом завоёван гугенотами, позже оказывается во власти католиков). В 1558 г. об опытах Палисси узнал герцог А. де Монморанси, коннетабль Франции. Интерес к разработкам учёного подтолкнул его к оборудованию химической лаборатории в Сенте. В тот же период у Палисси появляется новое увлечение – искусство садов. Его описание «Усладительного сада» (франц. «Jardin de Plaisir»), вошедшее в книгу Ля Рошели издания 1563-го года, предвосхищает множество идей, которые использовались в увеселительных парках XVIII в.
В поместье коннетабля в Экуане Палисси разбил парк с гротами. Своеобразие парка составляли созданные руками мастера «гады» – лягушки, ящерицы, змеи. Их спинки поблёскивали на дне искусственных ручейков и небольших озёр, которые располагались под сводами гротов. Животные были выполнены настолько искусно, что в полумраке гротов смотрелись совсем как настоящие, отчего посетители парка приходили в неподдельный ужас и восторг. Создание парка в Экуане принесло Палисси первый настоящий успех. Позже он создавал подобные парки с гротами и в других местах, однако к настоящему времени ни один из них не сохранился.
С 1566 г. мастер переезжает в Париж. Здесь он работает над заказом королевы Екатерины Медичи – созданием гротов в саду Тюильри. Близость к королевскому двору сослужила Палисси бесценную службу: его не тронули в ужасную Варфоломеевскую ночь (ночь 1572 г., когда были убиты 30 тыс. гугенотов). В наши дни ни дворца, ни парка Тюильри уже не существует, но раскопки 1865 г. выявили остатки керамической мастерской на расстоянии нескольких шагов от Триумфальной арки Карузель.
Музей Виктории и Альберта. Лондон. Палисси Бернар.
|
Керамическое блюдо произведение Бернара Палисси.
|
Керамическое блюдо произведение Бернара Палисси.
|