Латемская школа
(от названия деревни Синт-Мартенс-Латем)
Группа бельгийских художников-живописцев, которые жили и работали возле Гента, в деревне Синт-Мартенс-Латем. В 1898-1899 годах создается первая группа из живописцев Густава ван де Вустейне, Валериуса де Саделера и скульптора Жоржа Минне. Они работали в стилях символизма и модерна, будучи характерными представителями сельской Фландрии, а также работая по традициям, разработанным гораздо ранее в Нидерландах. Им присуща ностальгия за патриархальной стариной, он обращаются к мистицизму в использовании символов, стилизуют свои произведения, имеют в своем творчестве намек на поэтический пессимизм.
Группа считала, что высший духовный мир имеет большое преимущество над реальными вещами. В то время мир искусства окунулся в веяния импрессионизма. Художники группы не разделяли эти идеи. Они говорили не о поверхностных вещах, а пытались обратить внимание на духовные вещи и их красоту. Группа из Латема обращала внимание общественности на традиции голландского народа, которые были выработаны в 14-16 столетии, но сами работали больше в жанрах символизма и экспрессионизма, удаляясь таким образом от традиций, которые провозглашали. Валериус де Саделер и Густав ван де Вустейне, первый из которых рисовал пейзажи, а второй — мистические картины, не ставили человека в центре своего искусства.
Жорж Минне, который руководил группой, бельгиец по происхождению, был представителем модерна и символизма. Он работал в средневековых традициях, обращаясь к духовности тех образов. Создавая изломанные формы, он, гораздо ранее других бельгийцев, стал работать в экспрессионизме. Яркой работой в этой области является является «Мать, оплакивающая своего ребенка», сделанная из бронзы в 1886 году. Она сейчас хранится в Брюсселе в Музее современного искусства. Позже Минне начинает создавать более пластичные и текучие работы. Он создает портреты рабочих и других простых людей. Создавая религиозные рисунки, он проявляет свойственный ему мистицизм.
В 20-х годах ХХ столетия создается новая группа в Латеме, работающая в жанре экспрессионизма. Глава ее — Констан Пермеке. Он создает полотна, которые характерны для бельгийских живописцев. Среди его основных сюжетов — земля и море. Он изображает крестьян, которые в его произведениях очень трагичные, находящиеся в глубоком смятении. Художник не забывает и о сочувствии к этим людям, передавая их образы с присущими им эмоциями.
Другие два художника — Гюстав де Смет и Жан Брюссельманс — старались выстроить композиции правильными, стройными, а также играя с цветами совершенно по-новому.
Фонтан коленопреклонённых. Ж. Минне. 1897 г.
|
Фуга. Густав ван де Вустейне.
|
Обрученные. К. Пермеке. 1923 г.
|