Меровингское искусство
(определение по французски звучит, как art merovingien.)
Условное название искусства северных и центральных регионов Франции, государства Меровингов 5-го в.. Династия Меровингов существовала до 8 века, государство, объединяющее несколько регионов, характеризовалось устоями позднеантичного, галло-римского искусства и искусства варваров.
Развивалась технология обработки металлов, восходящая к дохристианских времен и имеющая общие черты с технологией народов германского происхождения. Под меровингским искусством имеют в виду как франкское, так и различное "варварское" искусство 6-8 веков. В архитектуре эпохи Меровингенов был отражен упадок строительных технологий по причине крушения античного мира, но благодаря ей была создана почва для процветания дороманского зодчества при "Каролингском возрождении".
Развивающаяся архитектура франкского государства опиралась на образцы такого типа, как базилики, но их стиль исполнения отличается по сравнению с поздним римским. В 470 г. была возведена церковь Сен Мартен в Туре, наиболее крупное сооружение Галлии, разрушенная в наше время. Помещение церкви было украшено колоннами, позаимствованными из зданий античных времен. Исходя из официальных источников, было установлено, что восточная абсида была окружена арочной галереей на колоннах, в чем, возможно, усматривается прообраз хора с обходом позднего времени.
В 7-8 в. в северных областях Франции проект базилики стал более сложным: из Т-образной она превратилась в здание крестообразной формы, так как трансепт восточной части помещения продолговатой формы сдвинулся к середине (храм в Жюмьеж, базилика в Сен Дени). Данное преобразование было необходимо в связи с увеличением численности клира, расположенного во время богослужения в восточной части храма, а также из соображений символического характера. Символика вообще происходит из эстетических представлений средних веков раннего времени. Один знаток древности сообщает, что план церкви должен сообразоваться с формой животворящего креста.
Крипты, представляющие собой тесные помещения с колоннами и плоско трактованными капителями, сохранились со времен Меровингского государства. Прообразами для них служили римские капители коринфского и композитного порядка. Крипт Сен Лоран (Гренобль) имеет наиболее древнее перекрытие цилиндрическим сводом, перекрытие же абсиды представляет собой полукупол, в составе которого три распалубки.
Одно из древних меровингских строений, сохранившихся до наших времен - баптистерий в Пуатье. Это немного вытянутое помещение, почти квадратной формы. С восточной стороны к нему примыкает низкая, четырехгранная со внешней стороны абсида, многогранная изнутри, с юга и севера к залу примыкают низкие абсиды полукруглой формы, а с запада - пристроен пятиугольный притвор, который находится на уровень ниже баптистерия и служит входом для него. Притвор был сооружен намного позднее. Углы баптистерия подкреплены грубыми выступающими пилястрами.
Материал здания - кирпич с мелким бутовым камнем, большое количество раствора. Меровингские зодчие старались создать декоративный эффект различными способами кладки. Баптистерий в Пуатье при его небольших размерах и примитивных технологиях был построен в духе традиций древности, его карниз - подражание античному антаблементу.
Высоких результатов достигло декоративно-прикладное искусство, представленное, как сочетание мотивов поздней древности и элементов звериного стиля. Чаще всего встречались рельефы из глины, украшающие храмы, резьба по камню, конструирование оружия, инкрустированного драгоценностями, вставками, церковная утварь.
Книжная миниатюра в основном была посвящена декорированию фронтисписов и инициалов, отдельные художественные мотивы выдержаны в орнаментально-декоративном стиле. Меровингские рукописи содержат изобразительные мотивы наподобие птиц в райском саду; это и Мария в восточных одеяниях, с распятием, кадилом в руках, и ангелы с раскинутыми крыльями, и другие декорации подобного содержания. Но их характерная функция - украшение текстов. Образы людей, животных и других фантастических существ переплетаются с буквами, обогащают выразительность текста. Рукопись "Геллонского сакраментария": вместо буквы "Т" изображается распятие, в словах "In nomine domini" частично вместо буквы "I" прорисовывается фигура Марии, аббревиатура в слове "domini" изображено в виде сирены. Фигуры представлены в примитивной трактовке. Для них характерна борьба двух элементов: живая изобразительность противопоставлена плоской орнаментальной стилизации. Раскрашиваются изображения условно. Буквы, частично скомпонованные из животных и растительных элементов, имеют яркую расцветку основными цветами - красным, желтым, зеленым. Для искусства Меровингов характерны фибулы, поясные пряжки, элементы конской упряжи, геометрическая абстракция на поверхности изделий 7 века.
В 7-8 столетии в Англии, Ирландии, Скандинавии, где еще не обосновалась римская цивилизация, бытовали варварские традиции и верования. Орнамент североевропейского изобразительного искусства состоял из плетенок, узлов, спиралей, создающих бесконечное ажурное поле. Большие каменные кресты, установленные в большей степени на перекрестках, были украшены надписями и изображениями. Украшением крестов служил орнамент из виноградной лозы, а в более позднее время резьба была дополнена стилизованными образами птиц и животных, вплетенных в сложные узоры.
Крипта церкви Сен-Поль в Жуаре (Иль-де-Франс). 7 век.
|
Лист из «Геласианского сакраментария» Середина 8 в.
|
Баптистерий Сен Жан в Пуатье.
|