Антонелло да Мессина
(ит. Antonello da Messina)
итальянский художник эпохи Раннего Возрождения.
До наших дней дошли довольно отрывистые и скупые сведения о жизни Антонелло. Известно лишь то, да Массина является сицилийцем по происхождению, родился он предположительно в 1430 году. Однако, бесспорным остается факт того, что именно Массини впервые продемонстрировал венецианским живописцам светоносные возможности, тем самым заложив основы целого направления в изобразительном искусстве, которому в последствие суждено было стать магистральным путем в истории искусства и культуры западной Европы.
Некоторые искусствоведы предполагают, что Антонелло да Мессина являлся последователем и учеником неаполитанского художника Колантонио, а, как известно, именно Неаполь в сравнение с иными регионами Италии испытывал культурные веяния Нидерландов и Франции.
В эпоху Раннего возрождения в среде, знакомой с творчеством Ван Эйка живопись расцветала и несколько меняла свои формы, но, к сожалению, из всего творческого наследия Антонелло да Мессина до наших дней дошло не так уж много работ, приблизительно одна треть сохранившихся полотен – портреты. Модель изображалась крупным планом, при этом плечи и голова располагались на темном фоне. Самой известной работой Антонелло считается «Мужской портрет», в настоящее время это полотно является частью экспозиции Национальной галереи в Лондоне. На холсте изображен мужчина в красной шапке, внутренний мир модели раскрывается довольно скупо, но при этом его лицо и плечи, оттененные черными и коричневыми тонами, излучают интеллект и энергию, благодаря мастерски прорисованной игре света и тени.
В период с 1475 по 1476 год Антонелло да Мессина жил в Венеции, где работал над росписью монументального алтаря церкви Сан Касиано. Сохранившаяся часть этого алтаря ныне находится в Художественно-историческом музеи Вены. На этом фрагменте изображена Богоматерь с Младенцем, ее фигура возвышается на троне над сонмом святых.
Характерной особенностью полотен с религиозным сюжетом, являлось, то, что Антонелло изображал центральную фигуру крупным планом. Этот прием заставлял зрителей сопереживать герою.
Умер талантливый живописец в 1479 году, предположительно на 49-м году жизни.
Благовещение Марии. Антонелло да Мессина.
|
Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом. Антонелло да Мессина. Прадо, Мадрид. 1475-1478 г.
|
Портрет мужчины. Антонелло да Мессина. 1474-1476 г.
|