Мемориальные сооружения
Определение "мемориальные" происходит от латинского memorialis, что означает "памятный".
Произведения архитектуры и образцы изобразительного искусства, созданные в честь памятных исторических событий - монументы, памятники, гробницы, надгробия, мазары, мавзолеи, обелиски, храмы, колонны, триумфальные арки. В настоящее время - это скульптурно-архитектурные комплексы, также в сочетании с другими видами искусства; виды архитектуры, предполагающие пространственное решение образа (музеи, мавзолеи).
Возникновение новых мемориальных сооружений связано с идеей "светского храма", посвященного прославлению идеала человеческой личности. Идея приобрела особое значение в эпоху Просвещения, отличаясь характерным культом гения; в искусстве 18-19 в. место портретной статуи все чаще занимает архитектурный монумент, в сюжете которого присутствуют элементы дикой природы или парка (проекты Э.Л. Булле, Ф. Жилли, мавзолеи). Появляются мемориальные сооружения, культовая функция прославления которых уступает идее увековечения памяти погибших воинов - храмы-памятники, мемориалы героев. Известные архитекторы этого направления - А.Л. Витберг, Гессен, Л. фон Кленце, Фр. фон Гёртнер.
В течении 19 в. на смену ампиру, воплощенному в конструкции мемориальных сооружений, приходит эклектика и псевдостили; в их облике появляется помпезность и ложная торжественность. Множество мемориальных сооружений начала 20-го в., посвященных погибшим героям первой мировой войны, созданных с оттенками "модерна" и национально-романтических течений, внушают тягучие и тяжеловесные ритмы, имеющие отношение к метафорическому осмыслению фигуры человека, застывшей в холодном камне или стремящейся за его пределы. Используются элементы народной архитектуры (например, "Ансамбль Братского кладбища в Риге", 1936 г., авторы - К. Зале, А. Бирзениек и другие сооружения).
Архитектура этого периода отличается преимущественно неоклассицистическими мотивами (мемориалы А. Линкольна, Т. Джефферсона в Вашингтоне). Отличаются многотиповостью мемориальные сооружения, созданные после второй мировой войны. Их строительство характеризуется общегосударственной необходимостью. Мемориалы, посвященные погибшим воинам и пострадавшим от фашисткого террора, событиям национальной истории, выполнены в виде комплексов архитектуры и организованного ландшафта, в комбинации с пластикой и монументально-декоративной живописью. Они возводятся на симфонически-многообразных контрастах, на созвучиях пространственного плана, внушающих то скорбь, то возвышенно-патетические настроения. Возрастает роль надписей, призванных комментировать тему мемориальных сооружений.
Если мемориальные сооружения, возведенные на кладбищах американских воинов, проникнуты холодной и абстрактной идеализацией, то наиболее ценные из комплексов европейских архитекторов - Дж. Априле, Б. Богдановича и скульпторов - Ф. Кочча, Мирко, Ф. Кремера, В. Грцимека - не только внушают скорбь утраты, но и вместе с иллюзией близости происшедшей трагедии пробуждают сознательность и активное отношение к историческим событиям. Новый тип исторического мемориала (кроме памятников, посвященных последней войне) интересен не музейной экспозицией, которая может быть предусмотрена в комплексе, а выразительностью пластических масс, гармонирующих с тектоникой настоящего рельефа или закономерностями окружающей застройки ("Памятник силезским повстанцам близ Катовице", 1952; "Мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410 г.", 1960 г.).
Пагода - буддийское мемориальное сооружение.
|
Музейно-мемориальный комплекс в Татарстане.
|
Монумент борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Ф. Кремер. 1958 г. |