Творчество А. Головина
В начале двадцатого века не было, пожалуй, в России более популярного театрального художника, чем Александр Головин. Он словно аккумулировал в своём творчестве самое лучшее из опыта передвижников, а также новейшие изыскания представителей самых различных художественных течений и стал настоящим реформатором театрально-декорационного искусства. Многие работы Головина имели просто ошеломляющий эффект. К примеру, один из современников художника вспоминал, что в 1916 году во время премьеры «Грозы» Островского, декорации к которой оформил Головин, когда открылся занавес перед картиной оврага, «зала застонала от рукоплесканий, аплодировал весь театр, такое сильное впечатление произвела эта декорация».
А в начале 1917 года, когда состоялась премьера лермонтовского «Маскарада», над оформлением декораций к которому Головин работал более пяти лет, Сергей Эйзенштейн – один из великих кинорежиссёров двадцатого века, назвал декорации Головина непревзойдёнными. Александр Головин работал в своей жизни со столь полярными по театральной эстетике режиссёрами, как Вс. Мейерхольд и К. Станиславский, но при этом он всегда оставался верен своему внутреннему художественному чутью. В своё время Головин был покорён пленэрными и колористическими находками импрессионистов. Импрессионизм стал для Головина своеобразным катализатором выработки своего индивидуального художественного стиля. Всё больше внимания художник придаёт декоративности. Он овладевает пастелью и пишет чаще не маслом, а клеевыми красками и темперой.
Сполна выразился талант Головина в декоративно-прикладном искусстве. Вместе с К. Коровиным художник оформил русский павильон на Всемирной парижской выставке 1900 г. Вместе с М. Якунчиковой и Е. Поленовой он создал внутреннее убранство кустарно-прикладного отдела, а вместе с Врубелем выполнил майоликовые фризы для фасада московской гостиницы «Метрополь».
Прекрасны портреты Головина, написанные в 90-е годы – портрет его первой жены, А. Карзинкина и пр.
В 1900 г. Головин начинает создание декораций для театральных постановок. Головин вместе с не менее знаменитым К. Коровиным сломали консерватизм стандартных и привычных композиций «раскрашенных декораций». Их живописные декорации были непосредственным образом связаны с музыкой и не уступали ей по силе эмоционального воздействия. Первой театральной работой художника стали декорации и костюмы к опере А. Корещенко «Ледяной дом». Эта работа не была понята его современниками, так же как и оформление балетов «Дон Кихот» Л. Минкуса и «Лебединое озеро» П. Чайковского, выполненные вместе с Коровиным. Пресса назвала декорации «недоделанными», художников обвинили в том, что они не умеют рисовать так, как рисовали декораторы-классики прошлого.
Признание пришло к Головину лишь после оформления оперы Н. Римского-Корсакова «Псковитянка», где декорации создали лаконичный и подлинно драматический пластический фон для действия.
С 1901 года Головин переезжает из Москвы в Петербург и начинает участвовать в создании драматических и музыкальных спектаклей. В одних его работах, таких как декорации к «Русалке» А. Даргомыжского и «Волшебного зеркала» А. Корещенко на первый план выходит декоративное начало. В других, например, в эскизах декораций к пьесам Ибсена, ощущается влияние стиля модерн. Реальное и декоративное начала выступают как равноправные образные системы.
Декоративная разработка плоскости фона есть и в отдельных портретах художника, из-за чего его творчество сравнивают с работами известного мастера венского «Сецессиона» Густава Климта. Но в отличие от последнего у Головина никогда не деформируются ни фигуры, ни жесты.
Подлинным триумфом для Головина стало оформление в 1908 году оперы Ж. Бизе «Кармен». Художник создал не только неповторимые костюмы главных персонажей, но и тщательно разработал цветовое решение одежды всех героев спектакля, создав подлинную симфонию цвета. Современники назвали их «стихотворениями в тряпках». В это же время художник создаёт и необыкновенно жизненный и наполненный таинственным светом портрет М. Кузнецовой-Бенуа в роли «Кармен». Далее Головин создаёт ещё серию подобных портретов. Так Фёдора Шаляпина он рисует в ролях Олоферна, Фарлафа, Мефистофеля и Бориса Годунова. Головиным созданы необычайно узорчатые декорации к «Жар-птице» И. Стравинского. На сегодняшний день мастерство Головина-декоратора в полной мере оценено по достоинству и его недаром называют отцом современного театрально-декорационного искусства.
Портрет артиста Ф.И. Шаляпина в роли Олоферна Юдифь | Финская девушка (Головин А.Я.) | Деревня на берегу моря (Головин А.Я.) |