Ю.М. Юрьеву. 20 мая 1922
Дорогой Юрий Михайлович.
Мне Альмединген передал относительно Вашего предложения взять одну из постановок, намечаемых Вами на будущий год в Александрийском театре. Должен Вам сказать, что раз заведование художественной частью перешло в Ваши руки, это дает возможность вернуться к Вам2.
Конечно, о будущем репертуаре и степени моего участия в нем было бы лучше всего поговорить у меня в Царском Селе, и надеюсь, что Вы исполните наконец Ваше давнишнее обещание приехать ко мне хотя бы на денек. Я с удовольствием помогу Вам в Вашей плановой работе.
Относительно «Дон-Жуана». Эту пьесу я бы мог взять на себя, но это зависит от того, кто будет режиссер, причем если он у Вас не фиксирован, то сначала поговоримте об этом в смысле срока. Я думаю удастся его поставить в первой половине будущего сезона.
Положение мое критическое в материальном отношении и поэтому, чтобы иметь возможность сделать хотя бы «Жуана», я должен быть поставлен в сносное материальное положение, что выразится в виде аванса при начале работы.
Кроме того, современное трудное положение заставляет меня обратиться к Вам с очень неприятной просьбой: считая себя одним из участников общей работы в «Маскараде», который дает управлению хорошие сборы, не найдете ли Вы справедливым посодействовать о включении меня в число лиц, получающих с этой пьесы вознаграждение за понедельничные спектакли, — тем более что моя работа над ними продолжается в виде постоянного наблюдения моих помощников за декоративной частью. По их отзывам я считал бы нужным к осени прокорректировать с Вами постановку эту, дабы исправить те упущения, о которых мне известно и которые произошли с течением времени.
Пользуюсь случаем сообщить Вам, что до меня дошли слухи, что в пятницу на пасхальной неделе в день, когда на репертуаре «Маскарада» стояла Ведринская, она выступила (видимо, между актами) в маскарадном костюме с мелодекламацией3. Об этом не говорите Ведринской, теперь это уже прошло, но в будущем обратите Ваше внимание на это. Подумайте, что тогда останется от костюмов и от репутации Александрийского театра.
Количество поездов в Царское Село увеличено, так что Вы могли бы пробыть у меня часа три и приехать вечером обратно в город.
Известие, что Вы встали во главе Александрийского театра, дает мне большую надежду, что театр будет прежний. Я очень, очень рад и приветствую от всего сердца. Крепко целую Вас. Мой телефон: 201.
Ваш А. Головин.
1 Первое письмо Ю.М. Юрьеву хранится в рукописном отделе ЛГТБ, второе — в ЛГТМ, по книге поступлений № 6688/236.
2 Назначенный 8 мая 1922 г. председателем художественного совета и заведующим художественной частью Государственного академического театра драмы (б. Александрийского), Ю.М. Юрьев сразу же сообщает Головину о своем желании вновь привлечь его к работе в этом театре, связь с которым у Головина оборвалась в 1918 г., после оформления им пьесы «Петр Хлебник».
3 М.А. Ведринская — актриса Александрийского театра с 1906 по 1924 г. В «Маскараде» играла роль Нины. В период нэпа многие актеры в погоне за заработком практиковали «перебежки» вроде упомянутой Головиным, и в антрактах основных спектаклей на стационаре, в которых они участвовали, успевали выступать с концертными номерами в многочисленных в то время театрах миниатюр.
Этюд (Головин А.Я.) | Портрет Д.А. Смирнова (Головин А.Я.) | Серебристые вётлы (Головин А.Я.) |