О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Переписка > В.Э. Мейерхольду

В.Э. Мейерхольду. 1924

1924.


Дорогой и милый Севолод.

Я невероятно рад был получить Ваше письмо1. Значит, Вы еще не забыли меня! Спасибо Вам за это большое, большое спасибо. Конечно, я очень охотно поставил бы с Вами «Горе от ума», но в Вашем предложении есть одна сторона, которая наводит меня на раздумье, совершенно понятное Вам: мне очень трудно делить композиционную работу с кем бы то ни было. Я не представляю себе, что получится из постановки, где я буду делать только костюмы: как это свяжется с какой бы то ни было обстановкой, сочиненной другим. Не думайте, что я протестую против Шестакова или конструкции! Цельности нам не добиться. Если бы мы это делали только с Вами, тогда и конструкционный метод не мешал разрешению этого принципа. При предложенной Вами комбинации мы не достигнем цельности, и так трудно говорить по письмам. Приезжайте!!! Пора нам с Вами совместно поработать, правда! Приезжайте с Зинаидой Николаевной2 и мы великолепно повидаемся и наговоримся, и это будет дело.

Я ужасно рад был Вашему письму, а то забыт я был, заброшен!

Целую ручки у милой Зинаиды Николаевны и благодарю ее за память. Анюта Вам всем кланяется и также ждет с нетерпением Вас сюда. Целую Вас крепко, желаю еще больших и больших успехов. Не забывайте.

Ваш всегда А. Головин.


1 Письмо Головина является ответом на нижеследующее письмо В.Э. Мейерхольда: «Глубокоуважаемый и дорогой Александр Яковлевич!

Пишу под диктовку Всеволода. Дело в следующем: в Театре Революции Всеволод ставит «Горе от ума». Он убедительно просит Вас согласиться взять на себя костюмную часть спектакля. Конструктивное оформление (станок и бутафория) делает Виктор Шестаков. Вам будут присланы фотографические карточки занятых актеров, к Вам в Детское Село приедет Шестаков (а может быть, и мы сможем урвать два дня, чтобы приехать) и на основе сговора Вашего и Шестакова (последний привезет инструкции Всеволода) Вы приметесь за работу, если предложение Всеволода не вызовет с Вашей стороны никаких возражений. Тогда же Шестаков привезет проект договора между Вами и театром. По получении от Вас почтой принципиального согласия театр немедленно вышлет Вам аванс.

Летнюю работу (над «Азефом» в кино) обсудим при личном свидании, на каковое мы с твердостью рассчитываем. Привет мой и Всеволода доброй Анюте, о которой, как и о Вас, мы часто вспоминаем...» (Черновик письма написан рукой З.Н. Райх. ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 861).

Ни письмо Мейерхольда, ни ответ Головина не датированы, однако сказано, что Мейерхольд собирается ставить «Горе от ума» в Театре Революции, а с этим театром он окончательно разошелся в 1924 г. Это позволяет и его письмо, и ответ Головина датировать этим же годом, тем более что здесь говорится и о постановке кинофильма «Азеф», намеченной на 1924 год, но неосуществленной. Спектакль «Горе уму» Мейерхольд осуществил лишь спустя четыре года (премьера 12 марта 1928 г.).

В письме Головина следует отметить глубоко принципиальное отношение к вопросу об едином авторстве художественного оформления всего спектакля. Хотя Головин весьма нуждался в работе в этот период, все же он отказался от предложения Мейерхольда, так как оно шло вразрез с его взглядом на то, что декорации и костюмы должны быть созданы одним художником.
2 Зинаида Николаевна — 3.Н. Райх — актриса, вторая жена В.Э. Мейерхольда.


Портрет Е.А. Смирновой (Головин А.Я.)

У стен Мадрида (Головин А.Я.)

Портрет Марии Николаевны Кузнецовой-Бенуа

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.