О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Переписка > В.Э. Мейерхольду

В.Э. Мейерхольду. Июнь 1917

Июнь 1917.1


Дорогой Всеволод.

Дело обстоит так: Вы помните, что мы имели с Вами «Соловья»2, а так как все это было заказано, то должно быть выполнено. Я думал бросить, но Теляковский13 посоветовал написать и сделать всю постановку.

Явился Зилоти в качестве заведующего труппой Мариинского театра и напомнил, что существует закон 11-го года, что авторы могут назначать сами режиссера, капельмейстера и художника. Но того Зилоти не знал, что эта опера была отдана мне и заключено условие, — он думал, что это просто было на словах. Он был у меня и я ему посоветовал телеграфировать Стравинскому, и получается так, что Стравинский хочет Шуру4, как было в Париже5. И вот Зилоти узнает от Батюшкова6, что со мною было условие. Тогда он пишет мне одно письмо, потом другое, видится с Шурой, который ему сказал, что вовсе не хочет становиться поперек дороги мне. Я начал упираться, и все писались, писались письма, и он сообщил Стравинскому, и после долгих отказов я все-таки взял «Соловья». Что Вы на это скажете? Как у Вас, — есть желание это делать или нет? Потому что если нет, тогда я наотрез откажусь. Напишите все подробно, и если согласны, то сочиняйте и сообщайте мне Ваши планы.

Вчера было в газетах, что Вы переходите в театр Суворина на огромный оклад жалованья7.

Я пролежал три недели в инфлуэнце, и всегда писал плохо, а сейчас еще хуже. Жду скорейшего ответа и заказного. Все Вам кланяются. Крепко целую.

Ваш А. Головин

У Суворина директор Дризен8.


1 Датируется на том основании, что дирижер А.И. Зилоти был музыкальным руководителем б. Мариинского театра в 1917 г.
2 «Соловей» — опера И.Ф. Стравинского.
3 В.А. Теляковский после Февральской революции продолжал еще около двух месяцев руководить б. императорскими театрами.
4 Шура — А.Н. Бенуа.
5 Опера «Соловей» была впервые поставлена в Париже в дягилевском «Русском сезоне» весной 1914 г. в декорациях и костюмах по эскизам Бенуа.
6 В 1917 г. Ф.Д. Батюшков руководил административной стороной всех б. императорских театров в Петрограде.
7 Театр Суворина — организованный в 1898 г. в Петербурге частный драматический театр, официально именовавшийся Театр литературно-художественного общества. После смерти А.С. Суворина, реакционного журналиста, издателя газеты «Новое время», субсидировавшего этот театр и фактически руководившего им, театр стал называться «имени А.С. Суворина», а в просторечии его обычно называли Театр Суворина, или Малый театр (в его здании ныне помещается Большой драматический театр им. М. Горького). Наследники Суворина, пытаясь поднять художественную сторону спектаклей в Малом театре, пригласили Мейерхольда заведовать художественной частью. Он работал в Малом театре с 1 августа 1916 по 1 февраля 1917 г., продолжая оставаться режиссером Александрийского театра. Позднее, вопреки слухам и сообщениям прессы, он с театром Суворина ничего общего не имел.
8 Н.В. Дризен — цензор драматических произведений, историк театра, редактор «Ежегодника императорских театров», вместе с режиссером и драматургом Н.Н. Евреиновым — один из инициаторов и руководителей «Старинного театра» в Петербурге в 1907 и 1911 гг.


Портрет Лидии Яковлевны Рыбаковой с дочерью Олей

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля

Эскиз занавеса (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.