О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Однофазные стабилизаторы напряжения в Киеве, Электромир
Главная > Переписка > В.Э. Мейерхольду

В.Э. Мейерхольду. 15 июня 1916

Царское Село,
15 июня 1916.


Дорогой Севолод.

Я очень скучаю без Вас и завидую Вам, тем более, что Нюренберг мне запретил сочинять и велел уехать куда-нибудь, но я, конечно, не могу сидеть сложа руки, и потому выходит ни то, ни се. Я в очень раздраженном состоянии, в очень тяжелом, уехать я, конечно, не могу, а время идет.

Как завидно, что Вы так хорошо отдыхаете, желаю от души Вам надышаться и набраться сил. Я прочел в газетах, что Шаляпину послали роль Лепорелло из «Каменного гостя», а он принял ее за роль из «Дон-Жуана» Моцарта. Если это правда, то это ужасно, в корне все различается. Только я не думаю, чтобы он стал петь, а то это ужасно1.

Я все чувствую себя неважно, все перебои, — это так тяжело. Нюренберг говорит, что перебои у меня от «истерии» сердца, а это произошло от переутомления мозговых центров. Я не могу сидеть без дела и потому все-таки работаю. Сейчас встретил Сомова в парке и должен был поздороваться с ним, и он завтра обещал прийти в театр, — не знаю, почему такая любезность.

Миша работает, декорация «Маскарада» вышла очень забавная. Я хочу, чтобы Миша писал то «Маскарад», то «Каменный гость», — это не даст заработаться над одним2.

Все Вам кланяются. От меня передайте поклон Ольге Михайловне. Целую крепко и желаю совсем поправиться.

Ваш А. Головин.

Пишите чаще, буду Вам очень благодарен.


1 То, что Шаляпин якобы принял партию Лепорелло из «Каменного гостя» Даргомыжского за одноименную партию из «Дон-Жуана» Моцарта, являлось, разумеется, газетной сплетней. Ведь еще 26 ноября 1906 г. Шаляпин на вечере у Н.А. Римского-Корсакова пел оперу «Каменный гость», исполняя один все партии,— он спел тогда две первые картины и сцену со статуей Командора (см. Н.А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни). А кроме того, Шаляпин пел в концертах моцартовскую арию Лепорелло «Mille е tre» («Тысяча и три»), которая в его исполнении была даже записана на граммофонных пластинках. Таким образом, спутать эти две одноименные партии Шаляпин никак не мог.
2 Большой интерес представляет это замечание о том, что М.П. Зандину (Мише) Головин поручал писать декорации к «Маскараду» и «Каменному гостю» попеременно, чтобы не «заработаться над одним». Здесь сказывается творческое отношение Головина к процессу исполнения декораций «в натуре», боязнь штампа и одинаковой живописной манеры, одинакового подхода к разным произведениям.


Александрийский драматический театр (Петербург)

Портрет Лидии Яковлевны Рыбаковой с дочерью Олей

Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.