О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Глава восьмая. Страница 1

1 - 2 - 3

Программы для Эрмитажного театра. — «Золото Рейна». — События 1905 года. — Постановки «Дочери моря» и «Антигоны». — Работа над «Кармен». — Айседора Дункан. — Артур Пикши.

В начале 900-х годов мне неоднократно приходилось делать рисунки программ Эрмитажного театра1, где в то время довольно часто устраивались спектакли.

Эрмитажный театр построен был в эпоху Екатерины II в расчете на небольшое число зрителей (около трехсот человек). В начале существования этого театра спектакли происходили в нем регулярно, иногда по нескольку раз в неделю (в александровское время); затем, после возникновения трех новых больших театров (Мариинского, Александрийского и Михайловского)2, Эрмитажный театр гораздо реже служил для спектаклей. В начале 900-х годов (до 1905 г.) в нем принято было устраивать сборные спектакли, состоявшие из одного акта оперы, одного акта драмы и одного — балета (изредка давали какую-нибудь драму полностью).

Мне было поручено несколько рисунков (программ) для спектаклей Эрмитажного театра, именно программы к «Лоэнгрину», «Фаусту», «Борису Годунову» и «Троянцам»3.

При исполнении этих рисунков допускалось большое разнообразие красок, применение позолоты и пр., так что можно было создавать сложные по тонам и нарядные композиции. Печатались они обычно в московской литографии Левенсона, где репродукции делались превосходно, с соблюдением тончайших оттенков акварели, с сохранением каждого штриха.

Обычно я давал в этих программах какой-нибудь чисто декоративный рисунок, иногда — сюжетное изображение. Последнее требовало особого внимания и осторожности, поскольку афиши предназначались для придворных спектаклей, где всегда могли возникнуть какие-нибудь «аллегорические» толкования рисунка. Так случилось, например, с моей программой к «Лоэнгрину», где были изображены три лебедя с коронами на головах. Среди придворных возник разговор о том, что тут имеется намек на трех коронованных особ. В.А. Теляковскому пришлось разубеждать фантазеров и доказывать, что никакой аллегории в рисунке нет.

Мне приходилось также исполнять рисунки программ для спектаклей в царскосельском Китайском театре. 9 мая 1902 г. там был поставлен второй акт балета «Конек-горбунок» с декорациями Коровина и второй акт балета «Лебединое озеро» с моими декорациями. В первом из них танцы были поставлены Горским, дирижировал Аренде, во втором танцы шли в постановке Петипа, дирижировал Дриго.

Китайский театр в Царском Селе во время последнего царствования редко служил для спектаклей. Между тем это один из самых привлекательных маленьких театров, уютный и стильный. Уже одно его местоположение — в Александровском парке — придает ему особое очарование.

В Китайском театре (построенном по проекту Камерона)4 часто происходили спектакли при Екатерине II; после ее смерти театр долго пустовал, затем несколько спектаклей было устроено в 20-х и 30-х годах прошлого века. В 1892 г. здесь впервые были поставлены «Плоды просвещения» Л. Толстого; в 1900 г. шли древнегреческие комедии в исполнении любителей. Позднее, во время Царскосельской юбилейной выставки5, в Китайском театре шли спектакли «Старинного театра»6 Ю. Озаровского, пользовавшиеся большим успехом.

По своему внутреннему убранству этот театр представляет собой типичное для конца XVIII в. сочетание «шинуазери»7 со стилем Людовика XIV и Людовика XV.

После работы над декорациями к драмам Г. Ибсена («Призраки», «Маленький Эйольф», «Женщина с моря») мною была исполнена одна декорация к пьесе Гамсуна «У врат царства». Для оперы была исполнена одна декорация к «Прометею» Берлиоза8, и одна картина была написана для балета «Лебединое озеро».


1 Эрмитажный театр в Петербурге — дворцовый театр, соединенный с Зимним дворцом крытым переходом через Зимнюю канавку. Построен в 1782 г. по проекту Д. Кваренги. Несмотря на малую вместительность зала, сцена этого типичного придворного театра настолько просторна, что на ней почти полностью умещались декорации, написанные для Мариинского театра.
2 После Октябрьской революции петербургские театры были переименованы: Мариинский театр — в Государственный академический театр оперы и балета (в 1935 г. ему присвоено имя С.М. Кирова); Александрийский театр — в Академический театр драмы (в 1937 г. ему присвоено имя А.С. Пушкина); Михайловский театр стал называться Малым академическим ленинградским государственным оперным театром.
3 Речь идет об опере Г. Берлиоза «Троянцы в Карфагене».
4 Ныне документально установлено, что в постройке Китайского театра Камерон не участвовал. Театр был построен по проекту архитектора И.В. Неелова в 1777—1778 гг., внутренняя отделка выполнена под наблюдением Д. Кваренги.
5 Царскосельская юбилейная выставка — организована к двухсотлетию Царского Села летом 1911 г.
6 Организованные Ю.Э. Озаровским, актером и режиссером Александрийского театра, во время юбилейной царскосельской выставки спектакли в Китайском театре Головин называет «Старинным театром», хотя официально это название носили спектакли, организованные в Петербурге в 1907 и 1911 гг. H.Н. Евреиновым и Н.В. Дризеном. В спектаклях Озаровского ставились отрывки из старинных русских пьес Сумарокова, Шаховского, Хмельницкого.
7 «Шинуазери» (от французского слова Chine — Китай) — китайщина, псевдокитайский стиль.
8 Сведений о написанной Головиным декорации к «Прометею» Берлиоза обнаружить не удалось.

1 - 2 - 3

Содержание


Портрет художника Н.К. Рериха (Головин А.Я.)

Кабанова (Головин А.Я.)

Катерина (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.