Глава седьмая. Страница 3

1 - 2 - 3
На той же выставке появилась исполненная по моим эскизам мебель — умывальник из майолики и дерева, украшенный павлинами, обеденный стол и стулья, кресло и пр., в том же русском сказочном стиле. Дверь и панно, фигурировавшие на этой выставке, были исполнены в ином, модернистическом, или, как тогда говорили, «декадентском» духе, с крупными фантастическими цветами. Кроме керамики и мебели, на выставке были некоторые мои графические работы — рисунки переплетов, обложка и заставка для журнала «Мир искусства».
Из других предметов обстановки, появившихся на упомянутой выставке, назову камин Врубеля, шкафы Малютина и Васнецова. Превосходно было представлено творчество А. Бенуа, Сомова, Серова. Первый выставил ряд пейзажей Финляндии, Нормандии, иллюстрации к Пушкину и др. Сомов дал на выставку несколько прекрасных портретов (особенно хорош был портрет дамы в старинном костюме, с книгой в руках, ставший весьма популярным), «Боскет», «Конфиденцию», «Сумерки летом» и др. Серов выставил портрет Пушкина1 и несколько других, пейзажи, офорты и автолитографии.
Театральная работа в эти годы занимала у меня много времени, и к станковым произведениям мне удавалось обращаться только изредка, в перерывах между театральной работой. Впрочем, эскизы для декораций исполнялись мною обычно настолько детально и законченно, что носили, в сущности, характер небольших картин. Многие из них приобретались коллекционерами и музеями. Один эскиз декорации к «Ледяному дому» был приобретен М.К. Морозовой, другой остался в Большом театре. Из числа эскизов к «Волшебному зеркалу» один был приобретен А.П. Боткиной, супругой известного мецената и коллекционера С.С. Боткина. Эскизы декорации к «Псковитянке» Римского-Корсакова находятся в Третьяковской галерее, один из эскизов к «Руслану и Людмиле» попал в собрание И.А. Морозова, а эскизы к пьесам Ибсена распределились между собраниями Морозова и Бахрушина.
И.А. Морозов, создатель обширной коллекции, впоследствии вошедшей (в части французской живописи) в состав Московского музея повой западной живописи2, был одним из самых знающих и дельных московских коллекционеров. Собирать картины он стал в начале 900-х годов, увлеченный примером своего старшего брата, в собрании которого были многие представители импрессионизма, тогда еще только входившие в моду.
Первой покупкой И.А. Морозова была картина Левитана. Позднее он приобрел ряд вещей Коровина, в 1903 и 1904 г. — ряд моих эскизов к драмам Ибсена и автопортрет; в дальнейшем — эскизы декораций к парижской постановке «Бориса Годунова», несколько «Испанок», ряд пейзажей и эскизы декораций к «Орфею и Эвридике».
Картины французских мастеров Морозов приобретал частью на парижских выставках «Общества независимых» и в «Осеннем салоне»3, а большей частью у крупных парижских торговцев картинами — Воллара, Друо, Дюран-Рюэля и других. У первого из этих торговцев (особенно знаменитого в Париже) были приобретены Морозовым многие произведения Сезанна и Гогена, некоторые картины Ренуара, Пикассо, Дега и других. Наступление мировой войны помешало Морозову продолжать собирательство, но и то, что было им сделано, составляет ценнейший вклад в сокровищницу музейных коллекций.
Умер Морозов в 1921 г., по дороге в Карлсбад.
Старший Морозов, М.А., был также большим ценителем искусства. О его своеобразной личности (именно личности, а не только внешности) рассказывает нам превосходный портрет Серова.
Живя в Париже, М.А. Морозов подружился с художником-маринистом Досекиным, большим любителем абсента. Для них l'heure sainte de l'absinthe4 затягивался на много часов. Морозов пристрастился к этому напитку и сделался его жертвой.
Другой видный московский коллекционер А.А. Бахрушин ограничил свое собрание отражением русской театральной жизни и создал единственный в своем роде театральный музей, перешедший после революции в число государственных музеев. В музее Бахрушина собран очень обильный и ценный материал по истории русского театра: множество портретов, эскизов декораций, костюмов и пр. Музей составлен с большим старанием и любовью.
1 Речь идет об акварели В.А. Серова «Пушкин» (1899).
2 Московский музей новой западной живописи — организован в 1923 г. на базе национализированных после Великой Октябрьской Социалистической революции собраний картин, принадлежавших И.А. Морозову и С.И. Щукину. Позднее музей пополнялся произведениями искусства, приобретаемыми для него за границей. Просуществовал до 1941 г. После Отечественной войны его фонды были разделены между Московским музеем изящных искусств и Государственным Эрмитажем.
3 «Общество независимых» и «Осенний салон» — объединения французских художников, существующие с 1884 г. и с 1904 г. Оба были организованы для того, чтобы дать возможность выставлять свои произведения тем художникам, чьи работы отвергались жюри Салона — ежегодной выставки, где проводилась линия консервативного, строго академического, официально признанного искусства.
4 По-французски — священный час абсента.
1 - 2 - 3
Следующая глава
 Берег Волги (Головин А.Я.) |  Вече в Псковском Кремле. Лунная ночь (Головин А.Я.) |  Умбрийская долина (Головин А.Я.) |