О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Воспоминания > Встречи и впечатления > Творчество М.В. Якунчиковой

Глава седьмая. Страница 1

1 - 2 - 3

Всемирная выставка в Париже.— М.В. Якунчикова.— Московский Художественный театр. — Мои керамические работы. — Московские коллекционеры И.А. и М.А. Морозовы. — А.А. Бахрушин.

В 1898 г. Коровину и мне была поручена художественная организация русского кустарного отдела на Всемирной парижской выставке, которая предстояла в 1900 г. По проекту Коровина была исполнена внешняя отделка павильона, остальное пришлось на мою долю. Павильон был построен в Москве, затем разобран и в разобранном виде перевезен в Париж.

Работа по устройству выставочного помещения очень меня увлекла. Отправившись в Париж, я следил за всеми деталями осуществления наших проектов, стараясь достигнуть возможно более точного исполнения. Не всегда удавалось добиться от парижских мастеров желательного результата. Помню, как однажды, не столковавшись с малярами, я решил сам покрасить крышу выставочного павильона.

Работа по организации русского павильона в Париже заняла почти два года. Зато нам удалось, как мне кажется, представить русское кустарное искусство достаточно интересно и показательно. На выставке были собраны всевозможные образцы резьбы по дереву, керамика работы московских художников и различные бытовые крестьянские вещи, собранные на Севере, — сани, упряжь, валенки, вышивки и пр. Чтобы наглядно познакомить публику с бытом русского крестьянства, была устроена целая маленькая деревушка. Всю эту затею субсидировали В.В. и М.В. Якунчиковы, большие любители русского народного искусства.

М.В. Якунчикова была незаурядной художницей, настолько одаренной и опытной, что ее нельзя причислить к числу обычных любительниц-дилетанток. Она большею частью жила за границей, но летом обычно приезжала в Россию и занималась пейзажной живописью. Излюбленными темами ее произведений были поэтические уголки старинных усадеб, виды с балконов на безграничные просторы полей, заглохшие сады, деревенские кладбища. Кроме живописи, М.В. Якунчикова занималась цветным офортом, и в этой области у нее были очень удачные вещи. Одно время она занималась таким, казалось бы, чисто «любительским» и незатейливым делом, как выжигание по дереву, причем эти работы получались у нее вполне художественными, ничем не напоминая обычных шаблонов.

М.В. Якунчикова приобрела в свое время одну из моих ранних работ, «Плач Ярославны»; она же заказала мне и Е.Д. Поленовой декоративное убранство столовой, которое было исполнено в сказочном стиле, всегда привлекавшем Якунчикову. Роспись этой столовой была сделана в 1897— 1898 г.; она была воспроизведена в одном из английских иллюстрированных журналов1.

Творчество М.В. Якунчиковой, несомненно, развернулось бы еще очень широко, если бы ранняя смерть не пресекла ее деятельности в расцвете лет: она умерла, будучи немногим старше тридцати лет.

Говоря о московской художественной жизни в конце 90-х годов, нельзя обойти молчанием такое замечательное явление, как Московский Художественный театр, в то время только еще начинавший свою деятельность, но уже сразу покоривший сердца большинства московских театралов, особенно тех, кто ждал от театра новых исканий и новых приемов.

О зарождении Московского Художественного театра один из его летописцев рассказывает так:

В сезон 1897/98 г. в Москве приобрели большую популярность спектакли членов «Общества искусства и литературы», душой которого был любитель, артист и режиссер Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев). Одновременно на драматических курсах Московского филармонического общества готовились к выпуску ученики известного драматурга и преподавателя сценического искусства Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Экзаменационные спектакли его курсов, ежегодно устраиваемые в Малом театре во время трех недель великого поста, всегда привлекали внимание публики. Как в спектаклях любителей, так и в основе преподавания в Филармоническом обществе были заложены одни и те же принципы: беспощадная борьба с рутиной, вскрытие индивидуальных качеств актеров, правильное понимание литературного и психологического рисунка ролей, удаление исполнителей от сценических воспоминаний, с предвзятостью уже усвоенных впечатлений и ложно понятых традиций, а главное — искренность переживаний, построенных не на словах, а на чувствах.

В театральной жизни России был в это время полный застой. Все старые формы обветшали, нужна была коренная реформа театра. Станиславский и Немирович-Данченко — оба, каждый по-своему, — искали новых художественных и сценических направлений, оба имели одинаковые идеалы в искусстве. Еще не зная друг друга, один невольно дополнял другого; сама судьба как бы невольно толкала их к встрече. Встреча эта состоялась, и они решили соединить руководимую ими театральную молодежь в одно целое, создать свой самостоятельный театр, в котором находили бы приют лучшие произведения Чехова, Ибсена, Гауптмана и другие, не шедшие еще нигде пьесы; театр, в котором была бы новая струя, где искусство было бы выведено из рамок рутины и шаблона и где была бы возможность развиваться молодым силам. Театр должен стоять на художественной высоте и в то же время быть общедоступным, обслуживая возможно более широкие круги.


1 Эскизы Е.Д. Поленовой и Головина для «русской столовой» в доме В.В. и М.В. Якунчиковых воспроизведены и в журнале «Мир искусства», 1899, № 23 24, стр. 192—200.

1 - 2 - 3

Содержание


У баронессы Штраль (Головин А.Я.)

Кабачок Лилас Пастья

Улица в Севилье (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.