О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
A Wrinkle in Time на сайте 1serial.tv.

Глава пятая. Страница 4

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

Я должен был признаться, что еще не слышал. — «Пойдите непременно. Вы должны его увидеть! Это что-то необыкновенное. Как он поет Мефистофеля! Как играет!» Левитан был взволнован по-настоящему, и, зная его тонкое артистическое чутье, я понял, что в театре появился действительно какой-то чародей.

Шаляпин выступал в опере Мамонтова, где создал несколько ролей, ставших впоследствии главными ролями его репертуара. Я познакомился с ним, когда он выступал в «Псковитянке» в роли Грозного. Он произвел на меня огромное впечатление всей своей фигурой, игрой, голосом. Казалось странным, что этого артиста не оценили в Мариинском театре, где он выступал в сезоне 1895/96 г. и откуда перешел к Мамонтову. Теляковский сразу понял, какой это огромный артист и как важно пригласить его на сцену императорских театров.

В 1901 г. Теляковский предложил мне работать в Петербурге1. Здесь мне были поручены декорации к балету «Волшебное зеркало» (музыка Корещенко), и с этого года начался петербургский период моей театральной работы2. В Петербурге существовала группа декораторов, создавших определенную «традицию» оперных и балетных постановок. Главной фигурой в 90-х годах был Шишков3, будто бы очень хорошо знавший русский стиль. В действительности, он послушно следовал Ропету4 — любимцу Стасова, и работал в пренеприятном псевдорусском «петушковом» стиле. Шишков был, во всяком случае, мастером «перспективных видов». При Шишкове состоял Бочаров5 — человек бесспорно даровитый, самый способный из всех тогдашних декораторов.Мастерская Мариинского театра , в которой я стал работать, именовалась в честь его «бочаровским залом». Некоторые работы Бочарова, например декорация кладбища в балете «Жизель», можно назвать прямо превосходными.

Далее, назову Ламбина, довольно сильного пейзажиста, Аллегри, отличного перспективиста, замечательного композитора зданий (в пейзаже он был слабее), и К.М. Иванова, специалиста по балетным декорациям. Иванов терпеть не мог нас, «молодых», остальные же относились к нам терпимо. Вообще в Петербурге не так резко чувствовалась та «оппозиция», которая была в Москве.

Премьера балета «Волшебное зеркало»6 ознаменовалась крупной неприятностью. Дело в том, что назначение Теляковского вызвало неудовольствие некоторых лиц, причастных к театру. У Теляковского нашлись враги, которые готовы были идти на все, чтобы скомпрометировать его в глазах министерства императорского двора7. Какие-то злоумышленники решили во что бы то ни стало «сорвать» премьеру «Волшебного зеркала», зная, что на ней должен присутствовать царь. Они сумели устроить так, что в самую ответственную минуту зеркало, состоявшее из стекла, под которым была налита ртуть, развалилось и вся ртуть пролилась на сцену, что, конечно, вызвало замешательство исполнителей (в это зеркало должна была глядеть балерина, изображение которой потом, при падении ртути, исчезало). Теляковский был страшно взволнован этим ляпсусом, опасаясь, что его обвинят в недостаточной предусмотрительности, нерадивости и пр. Он немедленно направился в царскую ложу и стал объяснять государю, что это происшествие является прямым результатом тех интриг, которые ведутся против него. Николай II успокоил его, сказав, что не придает никакого значения этой случайности и не обвиняет в ней Теляковского.


1 Предложение Теляковского Головину работать в Петербурге было сделано осенью 1901 г., вскоре после того как Теляковский был назначен на пост директора всех императорских театров. Сразу после премьеры оперы «Псковитянка» в Большом театре (10 октября) Головин 27 октября был вызван в Петербург для переговоров об оформлении совместно с К. Коровиным оперы «Демон» в Мариинском театре, и тогда же ему предложили переехать в Петербург.

Несмотря на большой успех декораций Головина к «Псковитянке», Теляковский понимал, что необходимо убедить министра двора в талантливости нового, привлекаемого им художника. С этой целью он добился поручения Головину декораций к двум придворным спектаклям — балету «Лебединое озеро» — в Китайском театре в Царском Селе (9 февраля 1902 г. здесь шли два акта этого балета, первый и второй, в декорациях Головина и Коровина) и к опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» — в Эрмитажном театре (премьера состоялась 22 февраля 1902 г.).
2 Для уточнения фактической стороны петербургского периода работы А.Я. Головина имеются обильные материалы, хранящиеся в ЦГИАЛ — «Дело санкт-петербургской конторы императорских театров о службе главного декоратора Александра Яковлевича Головина. Начато 6 декабря 1902 г., кончено 1 декабря 1929 г.» (ф. 497 дирекции императорских театров, оп. 13, ед. хр. 261) и «Дело о декорационных работах художника А.Я. Головина» на 372 листах (тот же фонд, оп. 14, ед. хр. 208).
3 М.А. Шишков — живописец-декоратор. На службе в императорских театрах с 1849 г. Академик живописи с 1869 г., профессор с 1884 г. В 60-х и 70-х годах Элементы реализма и исторической правды, внесенные Шишковым в театральную декорацию, были положительным явлением. К тому времени, когда Головин начинал работать в театре, Шишкова уже не было в живых, но его традиции тормозили дальнейшее развитие русского театрально-декорационного искусства. Этим объясняется резкий отзыв о нем Головина.
4 И.П. Ропет-Петров — академик архитектуры. Строил здания в псевдорусском стиле, перенося в постройку каменных зданий приемы, органичные и оправданные в народном деревянном зодчестве.
5 М.И. Бочаров — пейзажист и театральный художник. С 1864 г. декоратор петербургских императорских театров. Утверждение Головина о том, что Бочаров якобы «состоял» при Шишкове, неверно. Но вместе с тем Головин по заслугам оценивает Бочарова, как самого одаренного среди современных ему декораторов.
6 Балет «Волшебное зеркало» — первый спектакль в Петербургском Мариинском театре, целиком (декорации и костюмы) оформленный Головиным (премьера 9 февраля 1903 г.), и вместе с тем последняя, притом неудачная работа престарелого балетмейстера М.И. Петипа.
7 Теляковский в руководстве театрами стремился проводить самостоятельною линию и не подчинялся желаниям и капризам премьеров и премьерш, в частности балерины Кшесинской.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6


Портрет графа Владимира Ивановича Канкрина

Эскиз костюма Катерины из Грозы Островского

Девочка и фарфор. (Фрося)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.