О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Глава четырнадцатая. Страница 3

1-2-3

К моим театральным работам в годы революции относятся постановки пьесы «Петр Хлебник» в сезоне 1917/18 г., возобновление «Псковитянки» в 1918 г. (режиссером был Шаляпин); в 1919 г. — соучастие в постановке «Соловья» (опера Стравинского), балета «Сольвейг» Грига, оперы Глюка «Королева Мая».

В 1923 г. был возобновлен «Дон-Кихот» с декорациями Коровина и моими, в 1924 г. написаны декорации к «Севильскому цирюльнику». В сезоне 1924/25 г. был возобновлен «Дон-Жуан» (Моцарта), поставленный частью в сборных декорациях.

Приблизительно в то же время Ида Рубинштейн обратилась ко мне с просьбой исполнить эскизы для новой постановки «Орфея» в Париже, где она должна была исполнить заглавную роль. Этой работой я был занят в 1924—1925 г.1

Затем последовала работа по реконструкции Одесского городского театра, пострадавшего от пожара. Все декорации, имевшиеся в этом театре, сделались добычей пламени. Театр (построенный в духе венского Бургтеатра) был реставрирован; новый плафон в зрительном зале написал М.П. Зандин, эскизы декораций были заказаны Е.Е. Лансере, И.А. Шарлеманю и др. По моим эскизам были исполнены два занавеса2.

Декорационные мастерские, существовавшие в Одесском театре, были под моим наблюдением реорганизованы в 1925 г., и в них началась энергичная работа по созданию новых декораций для возобновленного театра.

С большой охотой принял я в 1926 г. предложение Московского Художественного театра написать эскизы декораций для «Свадьбы Фигаро»3.

Обычно эта комедия Бомарше трактуется как пьеса французская не только по национальности автора, но и по стилю.

Мне хотелось показать ее в обстановке испанской жизни и быта, и я пытался отойти от обычных приемов «офранцуживания» этой пьесы4.

С помощью вращающейся площадки в Московском Художественном театре были достигнуты быстрые и эффектные перемены сцен, способствующие оживлению спектакля.

Благодаря постоянному общению с работниками МХАТа, особенно часто с художником Гремиславским5, я мог, находясь в Детском Селе, руководить осуществлением моих эскизов.

Из встреч со старыми друзьями за последние годы упомяну приезд М.А. Волошина весной 1924 г. из Коктебеля в Ленинград. Он навестил меня в Детском Селе. Мы не виделись давно, со времен первых лет «Аполлона»6. Для меня было открытием, что Волошин превратился в настоящего художника. Он и прежде занимался немного рисованием, теперь же увлекся акварельной живописью и достиг в этой области больших успехов. Волошин привез с собой несколько сот своих работ и показывал их мне и Э.Ф. Голлербаху7. Мы рассматривали без конца эти пейзажи, представляющие собой различные вариации природы восточного Крыма, и дивились их изяществу и тонкости. Несмотря на то что, в сущности, все они исполнены как бы на одну тему, в них есть изумительное разнообразие оттенков.


1 И.Л. Рубинштейн — актриса, танцовщица, частная ученица Мейерхольда и Фокина в Петербурге. Исполнительница центральных ролей в некоторых балетах дягилевских «Русских сезонов» в Париже. Окончательно переехав в Париж около 1910 г., она в качестве актрисы-антрепренера ежегодно собирала труппу для своего очередного спектакля. В июне 1926 г. был поставлен «Орфей» на музыку французского композитора Роже-Дюкаса. Костюмы были исполнены по эскизам Бакста, выполненным ранее (Бакст скончался в 1924 г.), а декорации заказаны Головину, который после премьеры получил телеграмму: «Счастлива сообщить вам о триумфальном успехе ваших декораций к «Орфею». Примите мое восхищение и благодарность. Ида Рубинштейн» (ЦГАЛИ, ф. 739, оп. 1, ед. хр. 54. Оригинал на французском языке). Впрочем, это не помешало Рубинштейн задержать денежные расчеты с Головиным, результатом чего было направленное ей адвокатом А. Гальперном 1 мая 1928 г. письмо об уплате Головину 1500 рублей. В письме сказано, что Головин «к несчастью, тяжело болен и даже не в состоянии работать над новыми заказами московского театра. Его материальное положение весьма трудное, у него не хватает денег на оплату врачей. Он поручил мне написать Вам от его имени и просить Вас ускорить присылку 1500 р., которые вы остались должны ему» (ЦГАЛИ, ф. 739, ед. хр. 67. Оригинал на французском языке).
2 В Одессу Головин ездил летом 1925 г. дважды. Он предполагал дать эскизы декораций к нескольким спектаклям, но в связи с работой для Московского Художественного театра и болезнью не выполнил их. Сделано было им два эскиза занавесов, несколько эскизов декораций и костюмов к опере «Евгений Онегин», а также эскизы некоторых костюмов к операм «Сказка о царе Салтане» и «Травиата».
3 Над первоначальными рисунками к постановке «Женитьбы Фигаро» в МХТ Головин начал работать уже в октябре 1925 г. См. его письмо к Станиславскому от 9 октября 1925 г. (стр. 203).
4 См. письмо Головина Станиславскому от 25 мая 1926 г. (стр. 204).
5 И.Я. Гремиславский — театральный художник, заведующий постановочной частью МХТ, заслуженный деятель искусств. В связи с работами Головина для МХТ несколько раз приезжал в Детское Село. См. письма Головина Гремиславскому (стр. 211—233), а также воспоминания Гремиславского (стр. 315—320).
6 Поэт М.А. Волошин после встреч с Головиным в 1909—1910 гг., несколько лет прожил в Париже, потом безвыездно жил в Крыму, в Коктебеле близ Феодосии
7 Э.Ф. Голлербах — искусствовед и художественный критик, поэт. Автор первой, вышедшей отдельным изданием, монографии о жизни и творчестве Головина, подготовленной уже в 1922 г., но опубликованной лишь в 1928 г. Помогал Головину при составлении его книги «Встречи и впечатления» и редактировал ее первое издание в 1940 г. Автор ряда статей о творчестве Головина.

1-2-3

Следующая глава


Сад доктора Вангеля

Кабачок Лилас Пастья

Светлица.Утро (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.