О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая

Глава десятая. Страница 3

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

Приблизительно к тому же времени относится мое знакомство с Д. С. Мережковским и 3. Гиппиус. Они бывали у меня в мастерской, встречал я их у Теляковского. В то время в Александрийском театре ставился «Ипполит» в переводе Мережковского1. Поэтому и темы разговоров с Мережковским относились к античности. В разговорах этих Мережковский сверкал эрудицией, обнаруживал большие и разнообразные познания. О таких людях говорят: «Это голова».

«Ипполит» шел с декорациями Бакста, и работа Бакста, насколько помню, вполне удовлетворила Мережковского. В день премьеры Мережковский читал реферат об «Ипполите», в котором указывал, что совершается знаменательное событие: «Ипполит» играли в первый раз в Афинах, в таком-то веке, в таком-то году, и вот теперь, — во второй раз, — ставят в Петербурге; в промежутке между двумя этими постановками лежит огромный исторический период — все христианство, Средние века, Ренессанс».

Неразлучно с Мережковским присутствовала его супруга, 3. Н. Гиппиус, всегда в простом платье; у нее была особая манера курить, прищуривая правый глаз, особая манера разговаривать. Она бывала иногда довольно ядовитой, иногда несколько высокомерной.

Войдя впервые в гостиную Теляковских, заставленную всяким брик-а-браком2, она воскликнула:

«Батюшки, какое у вас тут великолепие!..»

Мадам Теляковская на это ответила: «Великолепия нет, но я люблю эти вещи!» Гиппиус продолжала восхищаться безделушками, заметив в заключение: «Они прелестны, но ведь надо уметь их пасти...»

О Гиппиус говорили, как об очень интересном и своеобразном человеке, но меня больше интересовал Мережковский с его увлечением античным миром. В том же 1908 г. я работал над декорациями к пьесе д'Аннунцио «Мертвый город». Эскизы декораций к этой пьесе у меня приобрел московский коллекционер В. О. Гиршман.

Из числа моих станковых работ к 1908 г. относится несколько «испанок» — испанка на стуле, испанка в черном и сером одеянии, испанка в белом с черным, испанка при вечернем освещении и «Маркиза». Эти вещи приобрел у меня И. А. Морозов.

В том же году был написан портрет Шаляпина в роли Олоферна, находящийся ныне в Третьяковской галерее.

В 1909 г. я был занят декорациями к балету Стравинского «Жар-птица» для парижской постановки. Об этой постановке я рассказал в главе, относящейся целиком к русским гастролям в Париже.

Попутно мною были написаны несколько пейзажей («Пруд в чаще», «Ветлы», «Лесной пруд») и три портрета: портрет гр. Канкрина (находящийся в Русском музее), портрет Шаляпина в роли Мефистофеля3 в черном костюме и портрет г-жи Люц. Последний портрет очень понравился В. А. Серову, который, вообще говоря, был строгим ценителем и скупился на похвалы.

Портрет г-жи Люц появился на выставке «Женские портреты», устроенной редакцией «Аполлона»4. На этой выставке были отличные работы Серова, Сомова, Бакста, Кустодиева и др., но выставка вызвала отрицательные отзывы прессы, что, может быть, объясняется некоторой неясностью ее плана. Были критики, ожидавшие увидеть на выставке Татьяну Пушкина, Лизу Тургенева, Грушеньку Достоевского, Катерину Островского, «трех сестер» Чехова, — выставка не оправдала их ожиданий, показав вереницу весьма разнородных портретов современных дам, преимущественно представительниц светского общества.

Журналом, в котором отражались все наиболее значительные явления искусства, был в предвоенные годы «Аполлон»5, прекративший свое существование вскоре после революции 1917 г. Он пользовался большой популярностью в художественных кругах, и действительно ее заслуживал. После «Мира искусства» это был лучший художественный журнал в России. Прекрасно издавался также журнал «Старые годы»6, но последний носил исключительно ретроспективный характер, занимался стариной, главным образом XVIII в., в то время как «Аполлон» следил по преимуществу за современным искусством; редактировал «Аполлон» художественный критик С. К. Маковский, с которым у меня сложились дружественные отношения. Мне довелось писать портрет его супруги, М. Э. Маковской, которая считалась одной из самых красивых женщин в Петербурге. Портрет этот потребовал очень много времени и труда, писал я его два лета и две осени. Позировала мне Маковская в декорационной мастерской Мариинского театра, чем и объясняется, что фоном портрета служат кулисы к «Орфею», стоявшие в то время в мастерской.

Говоря об «Аполлоне», коснусь нашей художественной критики. Самым крупным критиком я всегда считал Александра Бенуа. Даже спорные или ошибочные его суждения всегда интересны. Этого я не сказал бы о С. К. Маковском. Маковский — прямое порождение Петербурга, со всеми особенностями «петербургских» настроений. Помню его отзыв о моем портрете Люц, в котором он усмотрел какую-то сирень, тогда как там отчетливо выписанные синие колокольчики. У меня особая любовь к цветам, и я изображаю их с ботанической точностью. Вот почему меня удивила «сирень». Вскоре после появления статьи Маковского я получил от неизвестного мне человека письмо, в котором тот возмущался нашей художественной критикой, не дающей себе труда даже внимательно взглянуть на картину.


1 Трагедия Еврипида «Ипполит» в декорациях и с костюмами по эскизам Бакста ставилась значительно ранее (премьера 14 октября 1902 г.).
2 Bric-a-brac (по-французски) — старый хлам, ненужные безделушки.
3 В прологе к опере Бойто «Мефистофель».
4 Выставка «Женские портреты современных русских художников» была открыта в помещении редакции журнала «Аполлон» в январе 1910 г. Из текста статьи С. Маковского, посвященной выставке и напечатанной в № 5 этого журнала (февраль 1910 г.), а также из извещения в № 2 того же журнала (ноябрь 1909 г., стр. 33) видно, что редакция предполагала организовать персональную выставку работ Головина. Выставка эта не состоялась.
5 Журнал «Аполлон» — издавался в 1909—1917 гг. в Петербурге, был проникнут эстетизмом и пропагандировал модернистские течения в живописи, а в литературе — поэзию символистов и позднее акмеистов. Со стороны полиграфической журнал действительно выделялся своим оформлением и хорошим качеством репродукций.
6 «Старые годы» — историко-художественный журнал, издававшийся в Петербурге в 1907—1917 гг.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6


Серебристые вётлы (Головин А.Я.)

Нина (Головин А.Я.)

Теремок (Головин А.Я.)

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.