О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Самая детальная информация спб торты на заказ здесь.

Глава десятая. Страница 2

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

Мейерхольд был приглашен в Александрийский театр по инициативе Теляковского1. Можно сказать, что он всецело оправдал и даже превзошел возлагаемые на него надежды. Его режиссерские затеи и выдумки всегда новы, занимательны и своеобразны. Ему принадлежат такие замечательные, надолго удержавшиеся постановки, как «Дон-Жуан», «Орфей», «Стойкий принц», «Маскарад»2.

Постановка «У врат царства» была встречена печатью неодобрительно. О Мейерхольде, игравшем одну из главных ролей, один рецензент не постеснялся написать: «Какое-то чучело ходило по сцене и портило и пьесу, и спектакль». О тогдашних настроениях Мейерхольда лучше всего может дать понятие заявление, сделанное им в газетном интервью по поводу пьесы «У врат царства»:

«Во-первых, режиссер, стремящийся творчество свое не закреплять в полосе одной найденной манеры, а подчинить закону постоянной эволюции, credo свое не должен и не может объявлять на продолжительный период времени. Даже не credo свое он должен объявлять, а просто знакомить товарищей лишь с теми переживаниями данного времени, какие определяют его вкусы, художественные стремления, манеру инсценировки и т.д. Во-вторых, опыт показал, что «большой театр» (театр для большой публики) не может быть театром «исканий» и попытки поместить под одной крышей завершенный театр для широкой публики и театр-студию должны терпеть фиаско. «Театры исканий» должны стоять обособленно, и у них такая задача: всё в эмбриональном состоянии — драматург, актер, режиссер, декоратор, бутафор и другие лица, создавшие коллектив театра. Всему дан толчок, и рукой вождя (директор студии, режиссер, 1-й актер труппы) коллективное творчество всех элементов театра ведется к полному расцвету — новому театру, с новым драматургом, новым актером, новым режиссером и новым декоратором. «Большой театр» должен учесть характер творческих сил своей труппы, поставить основной задачей воскрешение старинного, так называемого классического репертуара»3.

С Мейерхольдом я познакомился в 1907 г.4 Уже по его работам у Комиссаржевской было ясно, какой это исключительный человек, как интересны его режиссерские выдумки.

О даровании Мейерхольда можно было бы говорить очень много и подробно, но самое существенное можно определить двумя словами: гениальный выдумщик. С первых же дней знакомства мы стали часто встречаться, горячо обсуждать театральные затеи, литературные новинки. Мейерхольд стал приводить ко мне в мастерскую поэтов, писателей. У него я встретился впервые с А.А. Блоком и его супругой5.

До этой встречи я не читал стихов Блока. Кажется, и после знакомства я не сразу пришел к его книгам и только через несколько лет познакомился с его стихами о «Прекрасной Даме» и другими произведениями.

В день первой встречи у Мейерхольда Блок показался мне человеком, в котором есть большая затаенная сила. Он был молчалив, сдержан. Недавняя неудача с «Розой и крестом» на него, по-видимому, повлияла. Его желание поставить пьесу в Александрийском театре не осуществилось, и у него возникло несколько враждебное отношение к тем, от кого зависело принять или не принять пьесу6. Внешность Блока хорошо передана в сомовском портрете, где он похож, но «подсахарен»; по-моему, Блок был мужественнее. Сомов сделал его женственным и сладковатым.


1 О приглашении Мейерхольда режиссером петербургских императорских театров подробно рассказал В.А. Теляковский в отрывке из своих воспоминаний (журнал «Жизнь искусства», 1923, № 14, стр. 15). Как ни странно, точные указания и Теляковского и Головина обычно игнорируются и последнего почему-то принято считать инициатором приглашения Мейерхольда на службу в императорские театры.
2 Все четыре названные спектакля, поставленные Мейерхольдом и оформленные Головиным, были объединены одним принципом: выносной просцениум, небольшая глубина игровой площадки, единая для каждого спектакля сценическая рама, сложная система занавесов, подчеркивающих цветом и фактурой развитие действия и степень его эмоциональной насыщенности.

Об оценке Головиным таланта Мейерхольда свидетельствует статья, написанная в связи с двадцатилетием режиссерской и двадцатипятилетием актерской деятельности Мейерхольда («Еженедельник петроградских государственных академических театров», 1923, № 33—34, 24 апреля, стр. 4):

Режиссер исключительный
(Вс. Мейерхольд)

Я необыкновенно счастлив, что встретил на своем жизненном пути Всеволода Мейерхольда, наши взгляды в искусстве совпали, затеи и выдумки шли рука об руку, и годы совместной работы пролетели, как сон волшебный.

Режиссер он совершенно необыкновенный, изобретательность его совершенно исключительна и его техника изумительна: как ему повиновались массы, и какой логический порядок среди хаоса постановки царил на сцене!

Вспоминаю все, как и что мы воспроизводили с ним. Вариантов собственной выдумки у него было бесконечное количество, и выдумка его была подлинная, настоящая и донельзя убедительная.

Деятельность его все развертывается и развертывает все новые и новые образы. Необыкновенное явление.

А. Головин

15 апреля 1923 г.

3 Интервью, данное Мейерхольдом, было опубликовано в «Петербургской газете» 1 октября 1908 г.
4 В указанном выше отрывке из воспоминаний Теляковского сказано, что в ноябре 1907 г. Головин уже был знаком с Мейерхольдом, так как взялся передать ему приглашение посетить Теляковского. О том, что знакомство состоялось в 1907 г., пишет и сам Головин (см. стр. 94).
5 Жена А.А. Блока, Любовь Дмитриевна, урожденная Менделеева, — актриса театра Комиссаржевской. Позднее, после Октябрьской революции, историк и теоретик балета.
6 Головин познакомился с Блоком вскоре после сближения с Мейерхольдом, то есть зимой 1907—1908 г., а пьеса «Роза и крест» была закончена лишь 19 января 1913 г. (см.: «Дневники А.А. Блока», Л., 1928, т. 1, стр. 169). Речь может идти о более ранней пьесе Блока «Песня судьбы» (1908).

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6


Испанка с папиросой (Головин А.Я.)

Развалины церкви (Головин А.Я.)

Благовещение. Створки царских врат.

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.