Москва.
Родился А.Я. Головин 17 февраля 1863 года в семье священника. Произошло это важное для русской культуры событие в Москве, на Плющихе.
Спустя три года мальчик вместе с семьей переехал в Петровское-Разумовское. Переезд состоялся после того, как отца будущего художника, Якова Даниловича Головина, назначили профессором богословия в только что основанную Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне всем известная "Тимирязевка").
Как вспоминал сам Головин, художественные наклонности в нем первым заметил организатор и первый директор академии Н.И. Железнов, выдающийся русский ботаник и агроном. Не без помощи академических профессоров мальчика удалось определить в самые престижные учебные заведения Москвы. Сначала он учился в Катковском лицее. После смерти отца , случившейся в 1878 году, Александр перевелся в не менее знаменитую Поливановскую гимназию, из стен которой, к слову, вышли поэты В. Брюсов, Андрей Белый, М. Волошин, шахматист А. Алехин. В 1881—1889 годах Головин обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова. Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров.
В свою бытность в училище Головин познакомился с Левитаном, Коровиным, Архиповым, Остроуховым, Нестеровым. Коровин свел его с Врубелем. Особенно важной для Головина стала возникшая дружба с Е.Д. Поленовой, сестрой учителя, которая сыграла громадную роль в судьбе нашего героя. По сути она открыла и развила в нем грани его дарования, обусловившие то место, что занял Головин в русской культуре начала ХХ века.
После смерти матери, последовавшей в 1884 году, молодой человек остался без средств к существованию. Первые годы после окончания Училища ему приходилось работать подмастерьем у декоратора А. Томашки; расписывал он, кроме этого, на заказ цветы на атласе для ширмовых панно и вообще не чурался никакой "грязной" работы.
Первый успех в театральной сфере принесли ему работы в Большом театре (оперы Ледяной дом А.Н. Корещенко, 1900; и Псковитянка Н.А. Римского-Корсакова, 1901).
Постоянно жил в Москве до 1901 года.
Принимал участие в оформлении гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-1903 гг.
Портрет Марины Эрастовны Маковской | Столовая в доме доктора Вангеля | Эскамильо (Головин А.Я.) |