О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
http://ikra.love/ купить штемпельные краски noris в спб: свежая рыба в спб купить.
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Темпера


(по-итальянски tempera, от temperare — смешивать краски)

Краски темперные Краски, основу которых составляют сухие порошкообразные пигменты, натуральные и/или синтетические. Темперой называется также живопись, выполненная такими красками. Название «темпера» имеет итальянский аналог «tempera» - от латинского слова «temperare», означающего «смешивать в необходимом соотношении, смягчать, умерять». Красящие пигменты связываются в темпере при помощи натуральных или искусственных эмульсий. К натуральным относят смешанный с водой желток куриного яйца, полученные из растений соки, а во фресках также иногда используется нефть. Искусственные эмульсии получают из полимеров или пользуются высыхающими маслами в водном растворе клея.

Темпера как живописная техника включает множество приёмов и разнообразна по фактуре, может давать и густое пастозное, и гладкое письмо. Темпера была известна ещё древним египтянам, а в эпоху Средневековья она приобрела значение главной техники станковой живописи (иногда применялась и в монументальной). Иконы в средние века писались темперой на покрытых грунтом досках, а законченные работы вскрывались олифой либо масляным лаком. Византийские мастера также писали преимущественно темперой. В русском искусстве темперная техника являлась доминирующей до конца XVII столетия.

В Италии XV—XVI вв. слово «tempera» использовалось для обозначения связующего вещества в любой краске, а также – в более узком значении – так назывался клей на растительной или животной основе. К настоящему моменту в Италии это слово употребляется в значении связующего вещества для приготовления краски, основным компонентом которого является яйцо. Что касается современной научной литературы по живописи, то там темперой называется связующее вещество в составе краски, которое изготавливается из эмульсии натурального или искусственного происхождения. Отсюда и название «эмульсионная темпера», в котором подчёркивается различие между ней и клеевой живописью, по отношению к которой нередко употребляется некорректное название темперы.

Карусель (Н.Н. Сапунов, темпера, 1908 г.) В эпоху Средневековья темпера была яичной, и в таком виде пользовалась большой популярностью. Однако в XV в. благодаря Я. Ван-Эйку масляная краска была усовершенствована, и яичная темпера постепенно вышла из употребления. Новая волна интереса к ней возникла лишь во второй половине XIX столетия, когда совершенно обнажились недостатки позднейшей масляной живописи.

Художники стали искать иные связующие вещества, в том числе и исследуя опыт старых мастеров. В ходе этих поисков обнаружилось, что произведения, выполненные темперой, спустя века имели хороший вид. Однако темпера, изготовленная по старинной технологии, уже не соответствовала требованиям современных художников. Поэтому её формула была усовершенствована, а натуральная эмульсия в составе заменена на искусственную. На рубеже XIX—XX столетий новая темпера получает широкое распространение среди европейских художников.

В настоящее время написанные темперой картины не вскрываются лаком, и потому имеют бархатно-матовую поверхность. В отличие от полотен, выполненных масляными красками, темперная живопись обладает большей устойчивостью к влиянию средовых факторов, она лучше сохраняется и спустя длительное время выглядит свежей.

Традиционно в иконописи применяется темпера, изготовленная на основе желтка, смешанного с масляным лаком или варёным маслом, - либо просто на основе желтка. Основанием для иконы служит деревянная доска, покрытая левкасом. Технология создания фресок предусматривает нанесение темперы на влажную штукатурку.

Техники темперной и масляной живописи во многом совпадают, но есть между ними и различия. Первое отличие заключается в более быстром высыхании темперы, к тому же в высохшем состоянии её нельзя растворить, - поэтому на палитру её много не накладывают. Второе отличие состоит в том, что темпера при высыхании немного светлеет и становится чуть более тусклой. Очень ярко это свойство проявляется при сильном разбеле краски. А кроме того, даже разбеленные в одних и тех же пропорциях краски меняются различным образом. Отсюда и предупреждение против переписывания поверх свежего слоя краски: лучше писать, когда он высохнет, но слегка увлажнять поверхность, чтобы избежать различий по блеску между старыми и новыми мазками.

С добрым утром! (Л.Л. Скупова) Следует учесть, что темпера далеко не всегда предельно ровно наносится на большую площадь холста. Зачастую некоторые мазки всё же выходят заметными.

Этот недостаток преодолевается за счёт некоторых способов нанесения мазков: можно накладывать мазки по форме предмета, а можно придерживаться одного направления (класть т.н. «дождичком») – тогда мазки сольются в общую массу и не будут отвлекать по отдельности.

Существуют различные виды темперы. Принадлежность её к тому или иному виду определяется по связующему веществу в составе (яичная, казеино-масляная, и т.п.). В состав казеино-масляной входит казеин, эмульсия живописного масла, а также консерванты и смягчающие вещества. На заводах производится синтетическая темпера на основе поливинилацетата. Обе упомянутые краски отличает высокое качество, однако для смешивания друг с другом они не подходят.

Портрет В.Э. Мейерхольда (А.Я. Головин)
Портрет В.Э. Мейерхольда.
А.Я Головин.
1917 г.

Зингер (Ю.А. Мурушкина)
Зингер.
Ю.А. Мурушкина.

Натюрморт (М. Попова)
Натюрморт.
М. Попова.
Темпера.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.