Артель художников
Творческое объединение художников-бунтарей, созданное в 1863 году в Санкт-Петербурге во главе с И.Н. Крамским молодыми живописцами (выпускниками петербургской Академии художеств) и известное как "бунт четырнадцати". Молодые люди воспротивились необходимости писать на заданные темы, декларировавшиеся Академией художеств, и вышли их нее, создав художественную артель.
В Артель художников, возглавленную И.Н. Крамским, входили Ф.С. Журавлёв, А.И. Корзухин, К.В. Лемох, А.И. Морозов и др. Художники жили все вместе на Васильевском острове, вели общее хозяйство и занимались творчеством. В 1865 году был принят устав Артели, где было оговорено совместное выполнение заказов и распределение гонораров. Они писали картины для выставок в Академии художеств, выполняли заказы для храмов и частных лиц, издавали художественный каталог с иллюстрациями («Художественный автограф», 1870 и 1871), устраивали выставки (в Петербурге, 1864, Нижнем Новгороде, 1865), клубные «четверги», на которых устраивались сеансы рисования с натуры и читались доклады по проблемам современного искусства. Создавшаяся в противовес Академии художеств с господствовавшими в ней принципами классической эстетики, «Артель художников» объединила демократически настроенных живописцев и скульпторов, сыграв тем самым позитивную роль в развитии русского реалистического искусства. Артель художников распалась в начале 1870-х г, после выхода из нее И.Н. Крамского. Ряд бывших членов Артели художников впоследствии приняли участие в движении передвижников.
История Артели художников.
В 1863 г. оканчивали курс Художественной академии ученики, которых имена заслуживают, как сейчас выяснится, перечисления: И.Н. Крамской, Б.Б. Вениг, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, А.Д. Литовченко, А.И. Корзухин, Н.С. Шустов, А.И. Морозов, К.Е. Маковский, Ф.С. Журавлев, К.В. Лемох, А. Григорьев, М. Песков и Н.В. Петров. Они должны были писать по конкурсу на большую золотую медаль, получение которой давало право на поездку и прожитие за границей в продолжение трех лет на счет Академии. В тот год совет Академии объявил новый порядок конкурса, по которому на большую золотую медаль будут задаваемы не сюжеты, как прежде, а темы общего содержания, каковы, например, гнев, любовь к отечеству и т.п., причем каждый ученик может выбирать тему из истории или современной жизни, сообразно своим наклонностям, но что на всех конкурентов полагается одна большая золотая медаль.
Названные молодые художники хотя и видели в постановлении совета Академии значительную уступку духу времени, решились просить еще большего, а именно дозволить им вполне свободный выбор сюжетов, каждому по своим наклонностям, так как одна общая тема — радость ли, гнев ли и вообще какая бы то ни было — не может прийтись всем одинаково по способностям. Это прошение было принято не только неблагоприятно, но совет решил вместо общей неопределенной темы (радость, гнев и т.п.) назначить им "Пир в Валгалле". Тогда все ученики отказались от участия в конкурсе, вышли из Академии, сплотились в одно целое и вскоре образовали "Артель свободных художников".
Этот протест произошел совсем не из духа неповиновения (На неповиновение намекал профессор архитектуры Тон, сказав ученикам, искавшим его содействия: "Если б это случилось прежде, то вас бы всех — в солдаты"!), но оттого, что молодые художники чувствовали, что настала пора каждому из них творить не по чужой, хотя бы и академической, указке, а согласно требованиям своей личной художественной натуры. Возникшая с разрешения правительства артель имела свой устав и принимала всевозможные художественные заказы; добросовестное исполнение их привлекало много заказчиков, и артель скоро поправила свои денежные дела. К артели стали примыкать новые художники (Васильев, Трутовский, Якоби, Шишкин и др.). Задумали устроить свой клуб и при нем художественную школу на новых основаниях, но это не осуществилось.
Члены артели, принужденные для добывания средств работать по заказу, лишь мало-помалу получали возможность отдаваться своему призванию, a тем временем начались и несогласия среди них. Один из них скрытно от своих сочленов принял даже от Академии художеств предложенную ему командировку за границу, а Крамской, энергично восставший против этого поступка и не получивший поддержки от других сочленов, вышел в 1870 г. из состава артели, которая затем скоро распалась. Однако дело развития самостоятельного творчества и подъема художественного духа с разрушением артели не погибло, потому что вслед за этим образовалось по инициативе Г.Г. Мясоедова Товарищество передвижных выставок, мысль о котором он начал развивать еще с 1868 г. К нему примкнули московские художники В.Г. Перов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников и А.К. Саврасов. Образовавшийся кружок предложил членам распадавшейся "Артели" соединиться с ним, но артель отнеслась к этому сначала холодно. Тем не менее Мясоедов и Перов в Москве, а Крамской и Ге в Петербурге деятельно разрабатывали идею нового предприятия, а в 1870 г. устав Товарищества был утвержден.
После венчания. Ф.С. Журавлев.
|
Неизвестная. И.Н. Крамской. 1883 г.
|
Портрет И.Н. Крамского.
|