Житийная икона
Название происходит от слова "житие". Икона с изображением святого в центре, а на полях в его отдельных композициях запечатлены сюжеты из его жизни (жития). Сцены в клеймах (полях) могут оформляться пояснительными надписями, как правило, цитатами из житий. Житийные иконы появляются в IX веке в Византии, а затем распространяются на Русь, Италию и Балканы.
На Руси древние иконы начали распространяться с 15 века. Как правило, это канонический образ святого. Его обрамление состоит из клейм, небольших изображений, связанных со значимыми событиями из его жизни. Клейма четко вырисовываются, и представляют собой изображение, заключающее в себе суть подвига в целом. Рисунки событий, изображенные по периметру, размещаются в хронологической последовательности жития святого и по ним можно составить биографию или рассказ о его жизни.
Верхний ряд изображений повествует о раннем возрасте святого, а нижний - о его последних годах жизни и кончине. Боковые изображения свидетельствуют о его святости - дарах, благородных поступках, подвигах во имя веры, чудесам после его смерти.
Житийные иконы связывают вневременные события с земным, жизнью повседневной. В IX в. в Византии появляются иконы, изображающие жизнь святого, откуда они распространяются по другим местам, в частности, в России, на Балканах и на Кавказе.
Изображения житийной иконы открываются зрителю во всей полноте. Абсолютно точно передается временной период в иконе. Святой, находящийся перед взором молящегося, находится вне времени, за чертой реального времени. Но сюжеты его земного бытия раскрываются и во времени, и в пространстве, представлено рождение святого, его крещение, обучение, иногда такие особенности исполнения его миссии на земле, как путешествия, страдания, сотворение чуда, погребение, вознесение.
Но даже земное пространство и время, изображенное в иконе, подчинено условностям: в момент казни присутствует палач, который замахнулся мечом над мучеником, склонившим голову, а рядом - отрубленная голова. Более значимые персонажи могут быть представлены крупнее остальных или многократно повторяются в пределах одного рисунка.
Клейма:
1. Воскресение и нисхождение в ад.
2. Благая весть для Захарии (Зачатие Иоанна).
3. Рождение Иоанна Предтечи.
4. Бегство Елисаветы с сыном Иоанном в горы.
5. Ангел с отроком Иоанном на пути в пустыню.
6. Крещение Господне.
7. Крещение народа (Собор Иоанна).
8. Молитва Иоанна в пустыне.
9. Обличение Ирода Иоанном.
10. Свидетельство Иоанна ученикам об Иисусе.
11. Иоанн в темнице по приказу царя Ирода.
12. На празднике дня рождения Ирода; Саломея просит вознаграждение - голову Иоанна.
13. Отсечение главы Иоанна; голова Иоанна для Саломеи на блюде.
14. Саломея на пиру.
15. Приказ Иродиады - тайно спрятать голову Иоанна во дворце.
16. Погребение тела Иоанна.
17. Погребение головы Иоанна на Елеонской горе.
18. Иннокентий обретает голову Иоанна.
19. Иннокентий скрывает голову Иоанна.
20. Явление Иоанна двум инокам, указание места нахождения головы Иоанна.
21. Первое обретение головы Иоанна Предтечи.
22. Второе обретение головы Иоанна епископом.
23. Третье обретение головы Иоанна в Константинополе.
24. Похищение перста Иоанна Предтечи отцом девицы, предназначенной для змея. 25. Убиение змея перстом Иоанна.
Изображения: святители, митрополиты, епископы, евангелисты, ангел-хранитель, архидиакон, мученики и мученицы, преподобные, бессребренники, праведные рабы Божьи.
Преподобный Онуфрий Великий. Мастерская Соловецкого монастыря.
|
Св. Александр Невский со сценами жития. (Россия, XIX в.).
|
Макарий Желтоводский Унженский с житием. Конец 18 - начало 19 века.
|