Евангелия
Евангелия (от греческого) - "благая весть". Писания раннего христианства, посвященные жизни Иисуса Христа. Евангелия - священные книги, повествующие о жизни и божественной натуре Христа: о том, как происходило Его рождение, какие Он творил чудеса, как умер и воскрес.
Евангелия включают четыре книги апостолов: первая - от Матфея, затем - от Марка, Луки и Иоанна. Евангелия - это книги Нового Завета. Самыми ранними источниками, где говорится о канонических Евангелиях, являются Правила апостолов (4 век) и Деяния Лаодикийского собора (364 г.). В первых трех текстах имеется много параллельно идущих мест, называемых синоптическими (греч. синопсис - обозрение) с 18 века, после издания их Иоанном Якобом Грисбахом в 1776 г. в виде Синопсиса, столбцами.
Стиль повествования Евангелия от Иоанна отличается от первых трех своим характером; во многих местах оно дополняет их, в связи с тем, что оно было написано позднее. Ученики Матфей и Иоанн были последователями Христа из числа двенадцати избранных, а Марк и Лука - учениками апостолов (Петра и Павла соответственно). Исследователи и богословы после детального изучения текстов выяснили, что 93% материала Евангелия от Марка совпадает с текстами других Посланий, а 2% информации - полностью отличается от остальных Евангелий; Евангелие от Матфея содержит 58% общего материала и 42% - уникального; Евангелие от Луки - 41 и 59% соответственно; Евангелие от Иоанна - 8% и 92%.
Исходя из филологического анализа, становится ясно, что Евангелие от Марка создавалось раньше других, а два других синоптических послания писались на его основе, или же существовал общий источник (краткие записи речей Иисуса), к которому ближе оказывается Марк.
Наблюдается сходство между Евангелиями и животными, лица которых больше отражают то качество Христа, которое запечатлено в определенном Евангелии. Соответственно, Евангелие от Иоанна представляет лицо Бога, как орлиное, Евангелие от Луки показывает его, как человеческое, Евангелие от Марка - как лицо тельца, или слуги, а в Евангелии от Матфея оно имеет вид лица льва, или царя.
Евангелия были написаны в разное время: от Матфея, предположительно, около 48 года, по-арамейски, что маловероятно, а около 58 г. оно пишется на греческом; все остальные были написаны сразу на греческом: Евангелие от Марка - приблизительно в 58 г., от Луки - 60 г., от Иоанна - 90 г. от рождения Христова.
Содержание
Евангелия описывают рождение, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа; в них содержатся проповеди, притчи и поучительные истории. Каждый автор, писавший книгу Евангелия, создавал ее таким образом, чтобы осветить наиболее важные моменты из истории на его взгляд. Некоторые события описываются только в одних Евангелиях, и о них ничего не упоминаются в других книгах. На базе Синоптических Евангелий создано большое количество сюжетов, взято много идей и цитат, обогативших впоследствии европейскую культуру. Всем известно о рождении младенца Иисуса, многие цитируют Заповеди и помнят ключевые события истории христианства: Нагорную проповедь, Тайную вечерю, распятие и воскресение Христа. События, которые были запечатлены в Евангелиях, стали отмечаться христианами ежегодно, как церковные праздники: в определенные даты и под соответствующим названием.
Неканонические Евангелия
Кроме канонических Евангелий, от известных всем от четырех авторов, существуют еще Евангелия апокрифические. Некоторые из них имеют много общего по форме и стилю с каноническими ("Евангелие от евреев", известное на греческом языке и арамейском наречии). Другие, наполненные сказочными эпизодами, заметно отличаются по форме повествования и по своей идее ("Евангелие от Фомы", "Протоевангелие Иакова", псевдоевангелие Матфея). К последним Евангелиям также можно отнести апокрифы о юном возрасте Иисуса и Девы Марии.
Апокрифы показывают персонажей канонических Евангелий с отрицательной стороны, приписывая им вульгарные и несуществующие качества. Юноша Иисус выступает в них могущественным колдуном, использующим свои великие возможности для мести учителям и сверстникам. Церковь предпринимала все возможное, чтобы опровергнуть Евангелие, поданное в таком неподобающем свете, но полностью его искоренить не смогла; апокрифы были тесно связаны с фольклором, и читатели к ним привязались. В течении Средневековья апокрифы живут в народе, их любят, читают, переделывают на свой лад.
Существует также тип апокрифических Евангелий, идущий путем религиозно-философского переосмысления благой вести, описанной в книге Иоанна, например, еретическое Евангелие, трактующее предназначение Христа в свете гностицизма: "Евангелие Иуды", "Евангелие Евы", "Евангелие от египтян" и другие.
Содержание книг Библии, включающей Евангелия, было утверждено Церковью в IV веке. Содержание же Евангелий, книг Божественного происхождения, было признано в конце II века. Впоследствии церковные лидеры дополнили Евангелия толкованиями. Среди толкователей можно выделить Иоанна Златоуста (IV в.), Феофилакта Болгарского (XI в). Современные толкования составлены на русском языке и выложены в сети.
Пересопнинское Евангелие. Лист с изображением евангелиста Луки. 1556-1561 г.
|
Евангелие в окладе. 1772 г. Москва.
|
Фрагмент папируса с текстом Евангелия от Иуды.
|