Магический реализм
Направление изобразительного искусства 20 столетия, характеризующегося промежуточным положением между сюрреализмом и классическим или романтическим стилями. Магический реализм проявлен в стиле Бальтюс с его тщательной проработкой быта и деталей пейзажа; при этом демонстрируется романтическое отчуждение, скрытый символизм, качества, благодаря которым изначальный мотив трансформируется в своеобразный сон наяву.
Многие представители метафизической живописи и "новой вещественности", включая членов ОСТа, обращались к магическому реализму. Элементы этого жанра, наделенные магической природой, непостижимым образом скомпонованы с чертами реального мира. Современное понимание магического реализма, скорее всего, ограничивается его описательным значением, не имея в виду точное. Изначально под термином "магического реализма" имелось в виду описание картины, изображающей измененную реальность. Термин впервые был использован германским критиком Францем Рохом.
Истоки магического реализма.
Основами латиноамериканского магического реализма являются литература, верования, мышление доколумбовых индейских цивилизаций, таких как: ацтеки, майя, чибча, инки. Уже в произведениях, имеющих индейские корни, будь то написанные самими индейцами, будь то испанскими писателями — историками, священниками, солдатами, сразу после конкисты, встречаются все составляющие чудесной реальности. Наиболее значимыми авторами являлись: Франсиско де Авила — перуанский священник, писавший на языке кечуа и собравший богатый этнографический материал народов кечуа. Педро Симон — разработчик мифа об Эльдорадо. Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела — житель крупнейшего мегаполиса Старого и Нового Света — Потоси, разработавший соединение истории и мифа.
Магический реализм в литературе.
В основе латиноамериканского магического реализма лежат верования, литература, мировоззрение доколумбовских индейских цивилизаций (инки, ацтеки, майя, чибча). В произведениях чистого индейского происхождения (индейских или испанских авторов), созданных историками, священниками, солдатами, можно наблюдать все составляющие волшебной реальности. Наибольшее значение имели произведения следующих авторов: Франсиско де Авила, священник, использующий язык кечуа, предоставивший этнографическое наследие народов кечуа; Педро Симон - создатель легенды об Эльдорадо; Бартоломе Арсанс де Орсуа-и-Вела - обитатель мегаполиса, изобревший сочетание истории и мифа.
В литературных произведениях А. Карпентьера, Т. Гарсия Маркеса магическому реализму свойственны черты художественно-эстетического метода. Специфика направления - придать магическому статус реального, что представляет собой взаимодействие реального и мистического, как наиболее адекватный прием отображения художественного видения латиноамериканской истории и культуры. В европейском мифологизме 20 века для реализации мечты предусмотрен эстетический феномен, а магический реализм отличается от него тем, что имеет отношение к современным народным верованиям (в существование Эльдорадо, к примеру). В отличие от фантастики, метод характеризуется обыденностью того, что в представлении европейца является фантастическим.
Произведения магического реализма преподносят народные верования аборигенов не в виде экзотического фольклора, а в качестве достоверного знания. Магический реализм не подвластен западноевропейской традиции научного реализма, он расценивается, как альтернатива традициям эстетики средневекового христианства и просветительской эстетики запада. В магическом реализме выражены эстетические чувства и предпочтения и региональных сообществ, не испытавшие на себе эффект модернизации и не подвергшиеся идеям прогресса и рационализма. В основе магического реализма - устная культурная традиция, которой свойственно суеверно-магическое мировоззрение.
Магический реализм 90-х, недалеко отстоящий от идей транскультности, истолковывает ее не как разрушающее латиноамериканскую ментальность сочетание архаических и модернизаторских тенденций, но как их уравновешенное взаимодействие в культурном пространстве, лишенном иерархии. В художественной символике магического реализма это проявляется в сосуществовании сельской и городской культур, в смешении авангарда и архаики, постмодернизма. Новая ветвь его развития рассматривается как современная форма магии.
Элементы магического реализма.
- Элементы фантастического характера могут не противоречить внутреннему содержанию, но не подлежат объяснению.
- Действующие персонажи принимают и не противятся закономерности магических элементов.
- Множество элементов сенсорного восприятия.
- Частое применение символов и образов.
- Эмоциональные проявления человека и его сексуальность очень подробно описываются.
- Течение времени искажено, представлено циклично или отсутствует. Другой прием - коллапс времени, когда в настоящем повторяется прошлое, или настоящее напоминает о прошлом.
- Причина меняется свои положением со следствием. Например, действующее лицо страдает до того, как наступают трагические события.
- Наличие элементов легенды и/или фольклора.
- События могут подаваться с различных точек зрения: рассказчик повествует от третьего лица, затем - от первого; наблюдаются переходы от точки зрения одного действующего лица к точке зрения другого, ведется внутренний монолог относительно взаимоотношений и воспоминаний героев.
- Прошлое противопоставляется настоящему, астральное - физическому, персонажи контрастируют друг с другом.
- Финал произведения ставит читателя перед вариантами строения мира (фантастическим и повседневным) и позволяет выбрать наиболее правдивый самостоятельно.
Магический реализм в изобразительном искусстве.
Подразумевает стиль изобразительного искусства, где реализм сосуществует с кажущейся аберрацией зрения мастера в процессе изображения сюжетов повседневности. В изобразительном искусстве данный термин альтернативен постэкспрессионизму. Термин был применен в 1925 г. критиком Францем Рохом в описании картины, положившей начало возвращения к реализму, спустя период экстравагантности экспрессионистов, которые манипулировали внешностью объектов для отображения их внутренней сути. По определению Роха, следующие значимые аспекты магического реализма в живописи - это:
- Поворот к объектам повседневности в противовес фантастическим.
- Проекция перемещения вперед с ощущением расстояния, как противопоставление экспрессионистской тенденции укорачивания объекта.
- Подчеркнуто миниатюрные элементы в крупных произведениях, например, в больших ландшафтах.
Магический реализм Рене.
|
Магический реализм Майкла Паркеса.
|
Книга в стиле магического реализма "Ашраф Мурад". Григорий Анисимов.
|