Эклектизм
(эклектика, историзм, по-гречески eklektikos — способный выбирать, выбирающий)
Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 19-м веке. В то время не возник ни один конкретный стиль, но зато ранее не было такого, чтобы столько направлений развивалось параллельно в различных жанрах и направлениях. Это и ампир, и реализм, импрессионизм, символизм, романтизм, постимпрессионизм и многие другие. Ввиду того, что в 19-м веке все направления не объединялись в один конкретный стиль или эпоху, это время называли эклектичным. И если копнуть поглубже, то можно узнать, что русская архитектура с середины 19-века переживала стиль, который называли эклектизмом. Лишь недавно его признали таковым.
В 30-х годах 19-го века в России доминировал классицизм, который четко следил за ордером, требовал построения однотипных зданий. Но на смену ему приходит эклектизм, который имел меньше требований и сухости. Этот стиль отличается уходом от ордеров и античных мотивов в архитектуре. Благодаря такому шагу у архитекторов появилась свобода действий, и они могли делать для заказчиков все, что тем хочется. Архитектура становится более иллюстративной, повествовательной, обращается внимание на детали и мелочи.
Эклектизм отличался тем, что мог объединять в себе прекрасные черты всех стилей, существовавших до него. Наиболее авторитетным мастером того времени, работавшим в данном направлении, можно считать К. Тона. Он знаменит тем, что построил храм Христа Спасителя в Москве. Храм строился на честь победы русских в Отечественной войне 1812 года, но позже его назвали памятником победы православия. Тон выбирает византийские традиции построения храма.
Это строение нельзя назвать шедевральным. Оно является смесью множества стилей и направлений, в нем чувствуется рука государства, непосредственно влиявшего на построение здания. Но из-за цели постройки храма, участия в этом всего народа, который спонсировал это мероприятие, все получилось так, как мы наблюдаем это сейчас.
Также эклектизм присущ тем, кто обращается к мотивам экзотических стран. Когда Европа начала усиленно образовывать колонии, в цивилизованный мир пришли новые идеи. Например, Джон Нэш строит в Брайтоне Королевский павильон, который весь пронизан восточными мотивами. В здании нет воплощения конкретного стиля. Здесь смесь Европы и Азии, Запада и Востока.
Благодаря эклектизму у архитекторов появилась свобода, что существенно изменило мир архитектуры. Творцы начали показывать, на что они способны, а заказчики один за другим старались придумать нечто оригинальное и воплотить это в жизнь.
Дворец Алфераки. А.И. Штакеншнейдер.
|
Доходный дом Третьяковых.
|
Церковь Одигитрии.
|