Сельский стиль (Doricum аgrestise)
Сельский стиль (от франц. «Lestylerustique»; впер. слат. rusticus– «грубый, простой, деревенский»). Термин имеет несколько значений. Узкое, конкретно-историческое – «направление в архитектурном, скульптурном и садово-парковом искусстве середины XVI в., относящееся к итальянскому Маньеризму».
Представители «Lestylerustique» наделяли свои произведения чертами природных и органических объектов – скал, пещер, гротов, добиваясь таким образом динамики и экспрессивности форм. Для создания скульптур подбирался грубый материал – известняк, цемент, а также использовался эффект состаривания – в статуях добивались образования трещин, покрывали их мхом.
«Сельский стиль» - это не что иное как реакция на кризис в искусстве римского классицизма, исчерпанность выразительных средств этого направления. Однако приверженцы «сельского стиля», как и прочие маньеристы, не последовали примеру мастеров Барокко и не стали искать свежих композиционных решений, но вместо этого выбрали источником вдохновения искусство поздней античности (также кризисное).
Стилизации под деревенские постройки («вернакулярные», от лат. vernaculum —«местный, туземный») были распространены ещё в архитектуре загородных вилл, принадлежавших римским патрициям. Описание такой виллы сохранилось в произведении Сенеки Младшего (I в. н. э.) «Нравственные письма». Сенека изображает загородную виллу, которой владел Сципион Африканский Старший, и приводит это описание как образец нравственной жизни, соответствующей славе старого республиканского Рима.
По словам Сенеки, усадьба была сложена из глыб прямоугольной формы, вокруг леса проходила стена, а по обеим сторонам усадьбы возвышались башни, служившие защитными укреплениями. Было там и выкопанное под посадками и постройками водохранилище.
Особое внимание автор уделяет изображению бани Сципиона: тесная и тёмная, она строилась согласно древним традициям; в её каменных стенах были высечены очень маленькие окошки, которые должны были одновременно и пропускать свет в помещение и предохранять здание от нежелательного проникновения. А. Палладио воспользовался описанием Сенеки при возведении виллы Мазер.
Согласно утверждению Дж. Вазари, в давние времена для строительства крепостей, башен, ворот, мостов, акведуков применялся «деревенский порядок», который подразумевал уподобление объектов «естественным созданиям природы». Здесь же берёт своё начало приём рустовки, или руста, - применения больших, грубо обработанных камней для кладки, благодаря чему здание приобретает вид скалы, пещеры.
Б. Амманати воспользовался принципами строительства «сельской виллы», или «деревни в городе» (лат. rus in urbe) при устройстве «Садов Боболи», что при флорентийском Палаццо Питти. Амманати воздвиг рустованные колонны, устроил причудливые гроты с искусственными сталактитами, разбил фонтаны, водоёмы и поставил соответствующие скульптуры. В 1550 г. в садах начал работать Н.Триболо. Позже его преемниками стали Дж. Париджи и Б. Буонталенти.
Дизайн Сельского стиля.
|
Вилла Барбаро Мазер.
|
Здание архитектора Никколо Периколи (Триболо).
|