О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Выпуклая гравюра


 

Адам и Ева (гравюра по металлу) Гравюра (по-французки graver — вырезать) - означает "создавать рельеф". Вид техники исполнения гравюры (ксилография, рельефная гравюра на металле, линогравюра), предназначенной для нанесения печати. Поверхность доски обрабатывается ножом, резцами, долотом, стамеской - для удаления участков фона-основы, расположенного за внешней стороной рисунка на глубину в несколько миллиметров.

В итоге рисунок выдается над общим фоном, получается рельеф на плоской поверхности. Для окрашивания используются тряпчаные валики. Затем рельеф отпечатывается на бумаге, которая прессуется на рисунок вручную или с помощью специальной автоматики.

Выпуклая гравюра характеризуется линейным изображением, контрастом света и тени. В этом виде гравюры особое значение отводится живописному пятну. Больше всего это касается цветной гравюры, а также светотеневой гравюры. Можно создавать оттенки цвета, градации, светотень.

Принцип технологии изображения посредством гравюры имеет сходство с полиграфией, где печатающие и не используемые для печатания элементы находятся на различных уровнях.

Ксилография - наиболее древняя техника гравюры. На Востоке самый первый оттиск на бумаге состоялся в 868 году. В Европе ксилография берет начало с 14-15 веков, первый упомянутый случай ксилографии обозначен 1418 годом. До конца 18 века практиковалась только продольная ксилография.

Гладко отполированная древесина из яблони, груши или вишни, обязательно продольного распила, грунтуется. Затем на ее поверхность наносят рисунок, после чего дерево между линиями выскабливается инструментом на глубину до 5 мм.

Иллюстрация к книге Сон Полифила (ксилография)В процессе печати краска наносится (сначала тампонами, затем - валиком) на рельефную часть древесины, поверх нее накладывается бумага и придавливается вручную при помощи утяжелителя. В результате изображение, выгравированное на доске, "отправляется" на лист бумаги. В случае обрезной гравюры композиция представляет собой набор темных линий и светлых пятен, образующих контраст с белым фоном бумаги. Подобное сопоставление светлого и темного предопределяет выразительность обрезной гравюры.

В случае работы белым по черному создается напряжение в процессе восприятия изображения.

В конце 18 века Томас Бьюик основал торцовую или поперечную ксилографию: используется доска поперечного спила (волокна расположены перпендикулярно ее поверхности). Для торцовой ксилографии необходима твердая и прочная древесина. Подойдет бук, пальма, самшит.

Древесина обрабатывается штихелем (инструмент в виде резца), после воздействия которого остается белая полоса. В процессе торцовой ксилографии имеется возможность работы тонким штрихом, различная насыщенность которого создает вариации тона. Методом ксилографии можно получить до 2000 качественных оттисков.

Берег с лодками (линогравюра, 60-е г. 20 века)Торцовая гравюра удивительно точно передает изображения, созданные пером. Мелкие штрихи, росчерки, насыщенные участки. Во второй половине 19 века методом ксилографии производят рисунки и композиции живописи. Гравюра, созданная на основе параллельных и однообразных линий, способна передать тон картины, световое и теневое оформление. Тоновая гравюра 19 века характеризуется, как репродукционная, ремесленная.

Рельефная гравюра на металле употребляется только до начала 15 века. Используется медная, латунная, оловянная или свинцовая пластина, которая обрабатывается резцами таким образом, что в завершение процесса гравирования она приобретает вид, аналогичный с доской обрезной ксилографии.

Гравюра на линолеуме: дата возникновения - рубеж 19-20 столетия. Линолеум обрабатывают резцами в виде небольших гнутых стамесок. Наподобие того, как и в обрезной ксилографии, краска накатывается валиком, производится оттиск. Особенность линогравюры - в ее контрастности, а также в неровности крупного штриха. Линогравюра позволяет сделать до 500 качественных оттисков.


Моление о чаше (ксилография, 15 в.)
Моление о чаше.
Ксилография. 15 в.

Яуза (Г.Ф. Захаров, линогравюра, 1962 г.)
Яуза. Г.Ф. Захаров.
Линогравюра. 1962 г.

Японская классическая ксилография 18-19 в.
Японская
классическая
ксилография 18-19 в.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.