О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Театрально-декорационное искусство


Эскиз декорации к опере Опричник (В.М. Васнецов, 1911 г.) Синоним – сценография. Искусство оформления театральной постановки при помощи декораций, костюмов, освещения, различных технических приспособлений. Сценография, используя живописные, архитектурные, скульптурные, декоративные средства, участвует в раскрытии содержания пьесы, указывает на стиль постановки, углубляет впечатление от неё.

Театрально-декорационное искусство появилось в процессе развития театра, драматургии, изобразительного искусства. Необходимые элементы сценографии – костюмы – пришли из древних обрядов. Трёхмерные декорации использовались уже в античной Греции, в V в. до н.э. В период эллинизма их использовали в сочетании с живописными. В древнеримском театре, заимствовавшем всё основное у греческого, впервые использовали занавес.

Для античности был свойствен принцип симультанной декорации, то есть такого оформления сцены, при котором в один момент можно было видеть все места действия. Этим принципом впоследствии воспользовался театр средневековой Европы, декорацией церковным мистериям которого служил интерьер храма, а позднее – его внешняя стена.

На пике итальянского Возрождения появилась новый вид декорации – архитектурно-перспективный. На подобных декорациях были нарисованы городская площадь или сужающаяся к горизонту улица. Подобную декорацию рисовали на холстах, натянутых на рамах (Браманте, С. Серлио, Б. Перуцци).

Эскиз декорации к опере Р. Вагнера Гибель богов (М. Брюкнер) Начиная с XVII в. стали обретать популярность специальные механизмы для устройства декораций. Теперь зрители могли наблюдать, как одна декорация сменяет другую – благодаря вращению трёхгранных телариев.

Считается, что их открыл итальянец Б. Буонталенти. Подобными конструкциями занимались и соотечественник Буонталенти Н. Саббатини, немец Й. Фуртенбах.

Развитие техники повлекло за собой разработку системы кулис (автор – Дж. Алеотти) и закрытого типа сцены («сцена-коробка»). Со второй половины XVII ст. изобретённая итальянцами (Дж. Торелли, О. Бурначини) арочно-кулисная система театральной декорации завоевала всю Европу.

В Великобритании в эпоху Ренессанса возник свой оригинальный способ организации сценического пространства и всего помещения театра. Таковым являлась «шекспировская» сцена (другое название – «елизаветинская»). Она подразумевает разделение на нижнюю, верхнюю и заднюю части, а также наличие просцениума, выходящего в зрительный зал. Во времена классицизма все пьесы писались по принципу единства места и времени, поэтому декорация на протяжение представления не менялась, а её содержание зависело от жанра спектакля: если играли комедию, декорация имела изображение комнаты или городской площади, если трагедию – тронного зала или вестибюля дворца. Но скудость сценографических эффектов в драматическом театре сполна возмещалась их разнообразием в балетных и оперных постановках. В XVII ст. итальянцы А. Поццо и Галли-Биббиены вместо симметричных декораций стали использовать угловую перспективу. Они создавали иллюзию глубины при помощи живописных средств, а масштабность увеличивали за счёт рисования отдельных элементов архитектуры здания, вместо целого, а также посредством усиления светотеневого контраста.

После Великой французской революции театр стал более демократичным, расширилась тематика постановок. Вследствие этих изменений назрела реформа и в области сценографии. В парижских «театрах бульваров» ставили объёмные декорации, т.н. «практикабли» (мосты, скалы); устраивали сложные по исполнению сцены, вроде пожара или кораблекрушения.

В начале XIX ст. пользовались популярностью панорамы и диорамы, которые в Великобритании демонстрировал Ч. Беркер, а во Франции – Л.Ж.М. Дагер.

Впечатление от своих представлений они усиливали за счёт применения новых способов использования газового освещения.

Эскиз декорации к трагедии Федра (Л. Бакст, 1923 г.) Благодаря тому, что на рубеже XIX-XX ст. режиссёры и художники исследовали природу искусства сценографии, оно обрело собственное место среди остальных видов искусства. Из русских художников конца XIX в. разработкой декораций занимались В.А. Серов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.М. Васнецов. Они установили принцип поэтически целостной трактовки спектакля, колористического единства в оформлении сценических декораций и костюмов.

Великий режиссёр К.С. Станиславский, ища способы воссоздания на сцене «жизни человеческого духа», сотрудничал с рядом художников из «Мира искусства» (М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа). В создании декораций пригождалось их великолепное умение делать стилизации искусства разных исторических периодов.

А в это время во МХТе к участию в работе над постановками привлекались живописцы В.Е. Егоров и Н.П Ульянов. Они гастролировали вместе с балетом и оперой в Париже («Русские сезоны за границей» Дягилева), и их главной целью было найти то единство сюжета, музыки, танца и движения, которое рождало бы совершенное чувство гармонии у зрителя. Созданные ими декорации характеризовались живописностью, тонким вкусом, ярким воображением, великолепным колористическим соответствием костюмов и оформления сцены. Работы Ульянова и Егорова сыграли немалую роль в развитии как отечественной, так и зарубежной сценографии.

В 10-х гг. XX в. театрально-декорационное искусство попало под влияние авангардизма. В России ставились экспериментальные постановки, декорации для которых создавали В.Е. Татлин, П.Н. Филовов, И.С. Школьник, К.С. Малевич. Они использовали приёмы из кубизма, футуризма, примитивизма и других подобных художественных направлений.

На протяжение XX в. сценография развивалась под влиянием самых различных художественных направлений и тенденций. За это время сценическая техника стала намного разнообразнее за счёт появления фото- и кинопроекции, люминесцентных красок, высокотехнологичных световых партитур, синтетических материалов, коллажей и т.п.

Советские режиссёры В.Э. Мейерхольд и Н.П. Охлопков с конца 20-х гг. XX века занимались разработкой сцены-арены, «внесценной» декорации. А в 60-ые гг. подобное решение можно было видеть уже практически повсюду. В 70-ые актуальность приобрели старинные народные мотивы: стали использоваться костюмы марионеток, маски-гримы, куклы, которые порой были просто огромными и сливались с общим сценическим оформлением в единое целое.

Эскиз декорации к трагедии Макбет
Эскиз декорации
к трагедии
У. Шекспира «Макбет».
Г. Крэг. 1906 г.

Эскиз декорации к опере Сестра Беатриса (Н.К. Рерих)
Эскиз декорации к опере А.А. Давыдова
"Сестра Беатриса". Н.К. Рерих.

Декорация теларийной сцены
Декорация теларийной
сцены по Й. Фуртенбаху.
1640 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.