О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Суровый стиль

Наши будни (П.Ф. Никонов, 1960 г.) В конце 50-х начале 60 годов прошлого столетия на территории бывшего СССР «суровый стиль» был одним из течений в искусстве. Этот термин ввели критики, в основном основываясь на своем отношении к произведениями искусства художников-шестидесятников, которые происходили из молодежной группы отделения союза Художников в Москве. Основным источников этого стиля стало изобразительное искусство досталинского периода 1920-х годов, среди которых работы Нисского, Дейнеки и др.

Сюжетом для работ «Сурового стиля» в основном была трудовая жизнь простого народа.

Резкому изменению «суровый стиль» подвергся по своему содержанию в дальнейшие годы, когда такие живописцы как Никонов, Коржев, Васнецов, Салахов, Андронов и Иванов, продолжая традиции сюжетно-тематической картины, обратились к героизации и поэтизации жизни этого народа, их трудовых будней. В картинах чувствовался акцент на воспроизведение их силы воли, энергичности и драматизма в жизни, как их современников, так и людей старшего поколения. Суровому стилю свойственно монументализированое, пронизанное острыми линейными ритмами композиции, масштабные пятна цвета, энергичный ритм и обобщенные формы. Основа их выразительности показана в большой плоскости цвета и линейных контурах фигур. Картины этих художников больше напоминают плакаты. Чем то похожими на них становятся скульптурные работы известных скульпторов Александрова и Шаховского, графика Захарова и Голицына.

Строители Братска (В. Попков, 1961 г.)Противостоя навязываемой соцреализмом тематической картины, свет увидел красивейшие натюрморты, пейзажи и портреты. Произведения художников не противостояли социалистическому реализму, они просто представляли собой красивейшую живопись. Бобриков назвал «суровый стиль» советской Реформацией.

Основной сюжет «сурового стиля» - это правильное понимание героизма, которое не способно признать героизм в героических позах и могучих плеч телесного «совершенства». Героизм здесь, скорее всего, показан в спокойствии, замкнутости, молчаливой усталости, за которыми видны внутреннее напряжение, которое, скорее всего, вызвано нравственным усилием, а не физическим.

Яркими представителями таких сюжетов являются известная картина братьев Смолиных «Полярники» и картина Попкова «Строители Братска». Здесь не еще не показаны сильнейшие противопоставление уставшего тела и сильного духа, но все же акцент уже немного смещается со стороны силы на сторону воли.

Главный герой «сурового стиля», это в первую очередь «просто человек», независимо от его внешности, принадлежности к социальной иерархии, от его возраста и пола, тот человек, который не разделяет приватное и публичное и не признает противопоставление «низкого» и «простого».

В 60-х годах прошлого столетия «суровый стиль» начинает специализироваться. Это затронуло не только одну отрасль, изобразительное искусство, но и культуру в целом, где происходит начало распада культурного единства, утрата целостности и героизма, что и привело к разделению гуманистов и технократов коммунизма.

У Каспия (Т. Салахов, 1967 г.) Наиболее ранняя традиция «сурового стиля» - гуманистическая по риторике и национальная по внутренней мифологии, отображена в работах братьев Ткачевых и Коржева (для них наиболее близкая ранняя «деревенская проза». Героем такой традиции был, не то слово что «старый», а скорее первоначальный человек, который существует от времен сотворения мира и обладает лишь телом, который создан из «праха земного», и уделом которого является труд («хлеб в поте лица». У него разбитые и черные от работы руки, набухшие вены и на руках и на растоптанных ногах. Этот тип человека в работах художников представляют не только колхозники, но и шахтеры, рабочие черной металлургии, солдаты из окопов.

Начинается принципиально по-другому восприниматься интернациональная традиция « левого искусства» 20 годов прошлого столетия. Это уже изображение нового человека, человека, который своими руками творит будущее. Развитие самых радикальных футуристических идей молодежной культуры 60—х годов тоже были соединены в идее коммунизма, которая в этом случае трактуется как своеобразная технократическая утопия.

Герои картин – цивилизованные люди, чаще ученые и физики, а не первопроходцы и рабочие. Сейчас суровый стиль уже показан не в теле, а скорее в интеллекте. Это люди, одетые в белые одежды. Например, люди в белом халате, который в первую очередь показывает преодоление всего черного, земляного.

Трудная партия (А.В. Васнецов, 1968 г.)
Трудная партия.
А.В. Васнецов. 1968 г.

Плотогоны (Н. Андронов, 1958-1961 г.)
Плотогоны. Н. Андронов. 1958—1961 г.

Проводы (Г. Коржев, 1967 г.)
Проводы.
Г. Коржев. 1967 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.