О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Камея

Император Август (камея) Разновидность драгоценного камня (обычно круглого или овального), произведение глиптики, ювелирное изделие. Украшение, выполненное методом барельефа на морской раковине, драгоценных камнях. Эффект камеи используется при изготовлении монет, когда изображения и надписи выполнены в виде выдающихся частей над ее основой.

Родина камеи - Александрия. Сначала камеи изготавливались только на разноцветных камнях сардоникса, затем стали использовать аметисты, топазы, аквамарины, изумруды.

Для аристократов древности иметь собственную коллекцию камней камеи было делом чести. Древние мастера по рельефной резьбе прекрасно владели техникой ее исполнения, но использовали ее редко, чаще всего - на одноцветных материалах, в скульптурном оформлении и изготовлении некоторых композиций (оборотная сторона скарабея, например). С полихромным сардониксом впервые начали работать неизвестные мастера Александрии.

И первые работы были выполнены с высоким уровнем профессионализма. Правители из рода Птоломеев, изображенные в виде портретов на этих композициях, египетские божества, декоративные орнаменты, все эти изображения еще раз свидетельствуют о том, что первые мастерские были сосредоточены именно в Александрии.

Среди камей Эрмитажа самой выдающейся является "Камея Гонзага", изготовленная из агата трехслойной структуры, на которой присутствует парное изображение египетского царя Птоломея и его жены Арсинои. Работа принадлежит неизвестному мастеру 3 века до н. э.

Впервые упоминание о камее Гонзага встречается в 1542 году в инвентарном каталоге супруги Людовика Гонзага, правителя города Мантуи в Италии: крупная камея, оправленная в золото, с изображениями Цезаря и Ливии, окаймленная золотой гирляндой, с листьями смальты и лавра, внизу - жемчужина, черненная с обратной стороны, с именем покойной Герцогини.

До 1630 года камея принадлежала обществу герцогов Гонзага, затем она часто меняла своих владельцев. В течении недолгого времени правления папы Пия VI камея хранилась в сокровищнице Ватикана. В 1814 году Жозефина, жена Наполеона в прошлом, отправила ее российскому императору Александру первому.

Птолемей II (камея)В 17-18 веках, в период Ренессанса, искусство глиптики переживает высший расцвет. Древняя камея - эталон классической красоты, чистого и строгого стиля. Стремление мастеров по рельефной резьбе последующих столетий - максимально соответствовать принятому идеалу.

Несмотря на то, что идеал останется недостижимым, итальянским резчикам, как никому иному, удавалось приблизиться к нему. Италия пережила интенсивный всплеск достижений в искусстве по камню, но еще она передала мощный стимул развитию этого искусства в других странах.

Во второй половине 18 столетия во Франции, Германии, Австрии, Англии появились школы глиптики национального уровня. Лев Мей (русский поэт 19 века) сочинил шесть поэм, посвященных "Камее", в которых были размышления о каждом из правителей римского государства.

Коллекционирование камей древности было постоянным увлечением императрицы Екатерины II. Как она выражалась о своем интересе к камеям, для нее это была "камейная болезнь". В 1787 году императрица осуществила наиболее весомое приобретение в общую коллекцию - камеи герцога Орлеанского, представлявших собой одну из наиболее известных коллекций Европы. Из этого собрания возникают камеи поздней эллинистичекой эпохи.

В 1814 году Жозефина, в прошлом императрица Франции, приносит в дар Александру I "Камею Гонзага". В 1850 году Е.И. Голицына оставляет в наследство Николаю I камею с головой Зевса. С 1917 года Эрмитаж начинает постепенно обогащаться: поступают национализированные коллекции Строгановых, Шуваловых, Нелидовых, Юсуповых, Половцевых.

Князь Павел Петрович и княгиня Мария Федоровна (камея)В 1964 году коллекция Эрмитажа дополнилась еще двумя сотнями шестьюдесятью античных гемм из имущества Г.Г. Леммлейна, знаменитого специалиста минералогии.

Для изготовления камей прибегают к различным материалам. Для фона, как правило, используется материал темных тонов, а на его фоне наслаиваются резные изображения из светлых материалов. Благодаря такому подходу обеспечивается контраст рельефа, изображение подчеркивается.

Для большей контрастности могут использоваться краски. Идеальный материал для производства камей - виды гагата, у которых толстые и ровные слои различной окраски (сардоникс). Но не часто попадаются натуральные самородки агата с чередующимися светлыми и темными полосами.


Камея с изображением Александра Македонского
Камея с изображением
Александра Македонского.

Камея Гонзага
Камея Гонзага.

Большая камея Франции
Большая камея
Франции.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.