О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Терпентин


(немец. «terpentin», от лат. «terebinthina» - «терпентинная смола»; синоним – живица)

Терпентин Смолистое вещество, обладающее светло-янтарным цветом и хвойным запахом, которое выделяется при повреждении деревьев хвойных пород (преимущественно – сосны). Представляет собой сложносоставную смесь: по большей части в неё входят нелетучие твёрдые смоляные кислоты, остальное – терпеновые углеводороды, т.е. терпентинное масло либо живичный скипидар.

Терпентин является базисным материалом при изготовлении скипидара, бальзама, канифоли. Технология получения скипидара заключается в дистилляции смолы; скипидаром разбавляют краски, добавляют в олифы, лаки, а также применяют его как растворитель. Живица сосны используется в качестве ингредиента типографских красок, сургуча, мастики, лыжных мазей. Пихтовая живица применяется в производстве медицинских препаратов и оптической продукции. Живицу лиственницы используют при изготовлении лаков для покрытия керамических и фарфоровых изделий, медицинских препаратов, и пр. В состав живописных лаков чаще всего входят смолы сосны, лиственницы, пихты, ели.

Хранить терпентин нужно в тёмных помещениях, в плотно закрытых ёмкостях, заполненных до краёв. Такой способ хранения объясняется тем, что при наличии воздуха терпентин приобретает жёлтый цвет и осмоляется.

Терпентин обыкновенный (иначе – живица, сера) представляет собой смолу, которая образуется при повреждении ствола сосны обыкновенной либо ели обыкновенной. Среди нидерландских и фламандских художников было принято называть сосновую живицу «бордосским терпентином».

Пихтовая живица носит название "страсбургский терпентин" , и используется художниками на протяжении вот уже нескольких столетий. Получают её из пихт, растущих на территории Западной Европы. Свойства страсбургского терпентина во многом напоминают сибирский и канадский бальзамы. Цвет живицы – зеленовато-жёлтый. Среди её дополнительных свойств – ускорение высыхания красок и придание им прозрачности. К константам живицы относятся: 1,12 удельного веса, кислотное число равняется 78-86.

Ещё древним художникам был известен терпентин, называемый сегодня "венецианский терпентин" . Он использовался как связующее вещество для красок и как лак для покрытия картин. В современном искусстве практически не находит применения. Надо заметить, что аналог этого терпентина до сих пор не изобретён, в то время как он отличается великолепными свойствами: благодаря ему хорошо просыхают краски, он не имеет цвета, прозрачен. Число омыления венецианского терпентина - 128-145, а его кислотное число составляет 68-71,5.

Среди отечественных терпентинов наилучшими характеристиками обладают дальневосточный, вяземский и ойротский. Из них последний имеет самую светлую окраску.

В кафешантане: песня собаки (Э. Дега)
В кафешантане:
песня собаки.
Э. Дега.
Терпентин, пастель.
1875—1877 г.

Утренняя звезда (Х. Миро, гуашь, терпентин)
Утренняя звезда.
Х. Миро. Гуашь, терпентин. 1940 г.

Терпентин для живописи
Терпентин
для живописи.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.