Академизм
(франц. - academisme)
Направление изобразительного искусства, основанное на принципах неуклонного наследования внешних форм и канонов традиционного классического искусства. Зародилось это направление в 16-19 веках в европейских художественных академиях, отсюда и пошел этот термин. Это течение активно способствовало процессу систематизации художественного образования, а также закреплению классических канонов и традиций. Академизм активно противопоставлял современную действительность «высокому» искусству, это выражалось в идеализированных образах, в сюжетах далеких от реальности, в позах, в палитре красок и т.п.
Академизм, являясь течением практически официальным, превозносил класс буржуазии и дворянства, обращая эстетику против национального реалистического направления, которое только начало зарождаться.
Зародился Академизм в Италии в на рубеже 17-го века, его основные принципы были унаследованы французами, в частности Болонской школой, далее течение постепенно распространилось по территории Европы. В 19-м веке академизм (представители течения: Д. Энгром, А. Кановой, Ф.А. Бруни) вел активную борьбу с натуралистами, реалистами и романтиками, опираясь на традиции устоявшегося классицизма. Тем не менее, время постепенно изменяло взгляды даже самых ярых приверженцев. Под термином «академизм» подразумевается своеобразная канонизация или обращение идеалов в непреложную норму.
Поздний академизм.
Поздний академизм – направление, основанное на следовании основным внешним принципам классического изобразительного искусства, которое сложилось в художественных академиях в период с 16-го по 19-й век. В этот период времени основой деятельности европейских художественных академий являлась регламентированная система обучения, которая была направлена исключительно на создание большого (высокого) стиля, прославляющего правящую династию и государственную власть. Эталоном данного течения являлось искусство эпохи античности и ранеего итальянского Возрождения.
Начиная с середины 19-го века, в официальных учебных и общеобразовательных учреждениях была кардинально пересмотрена система ценностей, ввиду чего появились противоречия между реалиями жизни и изображением ее на художественных полотнах. Результат этого процесса – «бунт четырнадцати» - открытый протест демократически настроенных молодых художников против устоявшихся канонов живописи (Санкт-Петербург, 1863 год).
Сегодня академическое искусство не является официальным или основным, оно попросту существует наряду с иными течениями и стилями.
Большая купальщица. Ж.-О.Д.Энгр.
|
Вакханка, поящая Амура. Фёдор Бруни. 1828 г.
|
Луиза-Альбертина Де Бругилье. Ж.-О.Д.Энгр. 1845 г.
|