О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Institutionis doctrinae (Философские учения)

Картина Ф. Буше СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – «ощущение, чувство, восприятие, образ, настроение, понятие, мысль») – философское учение или жизненная позиция, которые основаны на представлении, что корень всех духовных явлений лежит в особенностях чувственного восприятия мира. Сенсуализму противостоит теория рационализма.

Во времена античности сенсуалистические идеи пропагандировали эпикурейцы и «киренаики». Разработка теории сенсуализма велась философом Джоном Локком в XVII в. Локк является автором классической формулы: «В интеллекте нет ничего, что ранее не присутствовало бы в чувстве».

СЕНТЕНЦИЯ (лат. sententia – «суждение, мысль, мнение, воля») – краткое изречение нравоучительного характера. Что касается искусства, то здесь сентенции можно найти на архитектурных и скульптурных памятниках. В исламском искусстве понятие сентенции имеет синоним – «аят» (араб. a'jat — «знамение, знак, чудо»).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. – «чуткость, чувствительность, чувство, ощущение»; лат. sensus – «ощущение, чувство» - ориентация мышления на раскрытие и усиление эмоциональной стороны жизни. В изобразительном искусстве сентиментализм не выделяется в отдельное художественное направление или стиль.

Картина Франсуа Буше Первые сентиментальные тенденции появляются во французских стилях первой половины XVIII в. – Регентстве и Рококо. Форму конкретно-исторического течения в искусстве Западной Европы сентиментализм принимает под влиянием философов-просветителей с середины и до конца XVIII в.

В своих работах французские просветители пытались обратить развращённого парижанина эпохи Регентства к культу естественности и сельской жизни, и даже возбудить в нём желание подражать «неиспорченной душе» восточного человека (Ш.-Л. Монтескье «Персидские письма (1721), Д. Дидро «Нескромные сокровища» (1748)). Однако призывы Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и др. проникнуться простотой и ясностью чувств «естественного человека» обернулись совершенно противоположными тенденциями в искусстве – жеманной чувствительностью и экзальтацией.

На самом деле тот сентиментализм, которым были проникнуты литературные произведения «эпохи маркиз» (содержащие сладострастные описания блаженств Востока) просто перешёл в эпоху Просвещения. Поэтому несмотря на смену идеологических деклараций, по сути ничего не поменялось.


Картина Ф. Буше
Картина Ф. Буше
"Портрет маркизы
де Помпадур".

Ф. Буше. Картина
Ф. Буше. Картина
"Отдыхающая женщина
( Одалиска )".

Картина
Картина "Мальчик"
Ж.-Б. Грёза.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.