Патина
Пленка различных оттенков, которая появляется на поверхности бронзовых, медных и латунных изделий естественным образом – из-за коррозии металла или как следствие патинирования (обработка окислителями или нагревание). Искусственно патина создаётся в декоративных целях, имитируя старинность произведения искусства или чтобы уберечь изделие от разрушения. Впервые роль патины, как имитации «налёта старины», была подмечена древнеримскими художниками.
Различают патину на два вида:
- Естественная патина — это оксидная плёнка, образующаяся на поверхности памятников или декоративных изделий (например, монет) под воздействием окружающей среды.
- Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных кислот).
Перепатинирование
Это метод химического наращивания искусственной патины, был очень популярным методом в СССР.
Применение метода состояло в полном снятии исторической патины химическим путём, а также последующей химической обработке обнажившейся поверхности металла, итогом которой являлась плёнка искусственной патины. К сожалению, эти плёнки были слишком тонкими и плохо защищали поверхность бронзы от образования дикой патины и бронзовой болезни, приводящей к образованию злокачественных образований.
К тому же сульфидная плёнка быстро перерождалась, и памятник менял цвет: вместо тёплого, оливково-бронзового оттенка он приобретал тёмно-серый, чугунный или выкрашенный графитовой краской цвет.
Но кроме визуальных отличий существуют серьёзные глубинные проблемы перепатинирования: при снятии исторической патины уничтожался её нижний слой — слой куприта — самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии.
Патинирование
Процесс создания особых условий на бронзе: создание слоя куприта, на котором за 80-100 лет образуется слой благородной патины.
Для патинирования реставраторами России используется методика, предложенная В.Г. Сориным под названием «струйно-вихревой расчистки и плазменного нанесения защитно-декоративного покрытия»:
-
C помощью плазмотрона на скульптуру наносится тонкая оболочка («жертвенный слой»), по химическому составу близкая к основе благородной патины.
-
В поры жертвенного слоя вводят ингибитор коррозии.
-
Традиционно применяемая в данных климатических условиях барьерная защита. Обычно это нанесение слоя полимера естественного происхождения, обычно — пчелиного воска, который плотно закрывает поры с ингибитором коррозии, препятствуя его разрушению.
Результатом работ становится приобретение скульптурой «родного» коричнево-оливкового цвета, который является надёжным защитным слоем.
Геба. Е.Л. Пикульт.
|
Лошади. А. Валтон.
|
Юноша и девушка. Ф. Берзен.
|