О художникеПерепискаВоспоминанияО творчествеГалереяГостевая
Главная > Гостевая > Словарь
A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

Notionis doricum аgrestise (Идеи сельского стиля)

П.Гонзага. Разрез театра. Проект «СЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ» - искусствоведческий термин, имеющий несколько значений. В узком смысле означает направление в итальянском Маньеризме, получившее развитие в середине XVI в. Наибольшее распространение «Сельский стиль» получил в садово-парковом искусстве, архитектуре и скульптуре.

К характерным маньеристическим произведениям с чертами «сельского стиля» относится вилла Джулия. Её построили по заказу Папы Римского Юлия III, известного меценатством и коллекционированием произведений античного искусства. Проект, по которому в 1551 году началось строительство виллы, был разработан Дж. Виньолой (существует предположение, что он воспользовался идеями Микеланджело). С 1552 года работы велись под руководством знаменитого архитектора Б. Амманати.

Вилла Джулия состоит из ряда строений, похожих на театральные кулисы. Постройки устроены на разных уровнях так, что с террас открываются неожиданные перспективы. Дворик виллы стилизован под античный нимфей, с фонтанами в скалистых гротах и гермами-кариатидами. В результате архитектура и природа составляют здесь единое целое. В данный момент помещения Виллы Джулии заняты под музей культуры этрусков.

«Сельский стиль» по-другому можно назвать «архитектурным натурализмом». Выполненные в этом стиле здания имитируют природные объекты, в результате чего создаётся причудливое впечатление переплетения неорганического мира с органическим, смешения реальности и фантастики.

Диковинные гроты парка Витербо таят фонтаны, имеющие форму драконов. Автор этих гротов – Б. Амманати. Другой выдающийся архитектор – Виньола – разработал проект парка на вилле Ланте. Его строительство началось в 1570 году в 5 км от Витербо (северо-восточное направление). Это парк итальянского типа, имеющий террасы и регулярную планировку. Его жемчужина – гроты с фонтанами, масками, будто вырастающими из скал, и статуями «поросшими мхом».

Долина р.Славянки. Архитектор П.ГонзагаЗа 21 км по северо-восточному направлению от Витербо, в селенье Бомарцо, находится вилла князя В. Орсини. Её парк был спроектирован самим хозяином виллы и носит название «Парка чудищ», или Священной рощи». Парк украшают причудливые скульптуры, изготовленные из «дикого камня» и обросшие мхом, а также гроты и «наклонный дом» (типичная затея в духе маньеризма).

Преображением виллы Пратолино занимался Б. Буонталенти. Здесь же находится скульптура Джамболоньи (Джованни да Болоньи) – одна из самых необычных скульптур, выполненных в «сельском стиле».

Одним из приёмов, характерных для «сельского стиля», является устройство каверн – пространственных разрывов, неожиданных «провалов в композиции». В XVIII в. произошло расширение понятия «сельского стиля» за счёт включения в него «пейзажных парков». Сам стиль возник на почве эстетики эпохи Просвещения, которая однажды обратилась к высказываниям Л.Б. Альберти относительно изображения сельской жизни, как отдельного рода живописи. Позже, в период романтических настроений в западноевропейском искусстве, гроты в семантическом пространстве пейзажных парков стали рассматриваться как художественные образы «тюрьмы для души».

В России реализацией идей «сельского стиля» занимался Пьетро ди Готтардо Гонзага. В парках русских усадеб создавали идиллические картины сельской жизни, строили стилизованные под сельские постройки павильоны – фермы, вольеры, «молочни», мельницы с разрушенными мостами. Устраивали т.н. «обманки» - павильоны, замаскированные зеленью либо иллюзорными панно.

Новая волна интереса к «сельскому стилю» возникла в эпоху модерна, на стыке XIX и XX веков. В барселонском парке Гуэль посреди зарослей, гротов, причудливых лестниц, колонн испанский архитектор А. Гауди устанавливал металлических и цементных ящериц, черепах и драконов.


П.Гонзага. Эскиз декорации Храм
П.Гонзага.
Эскиз декорации Храм.

П. Гонзага. Павловский парк
П. Гонзага.
Павловский парк.

Эскиз декорации. П. Гонзага
Эскиз декорации.
П. Гонзага.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Александр Яковлевич Головин. Сайт художника.