Антиискусство
Термин, обозначающий течение, представители которого напрочь отрицают устоявшиеся традиции и каноны, которым следовали предшественники. Этот термин впервые был употреблен Марселем Дюшаном в 1914 году. Ярким примером антиискусства была непристойная надпись и усы, пририсованные Мерселем к репродукции «Моны Лизы» пера Леонардо да Винчи.
Термин «антиискусство» довольно активно начали использовать концептуалисты в 60-х годах прошлого столетия для обозначения творчества некоторых художников. Которые отказывались от соблюдения традиций и канонов изобразительного искусства, а также тех, кто не создавали полотен для продажи. Типичным проявлением антиискусства была выставка Д. Балдессари, в качестве экспонатов на суд публики был представлен пепел сожженных автором полотен.
Авангард и антиискусство.
Довольно часто авангардистское течение позиционируется как область саморазрушения и деградации искусства, отрицая при этом всякую художественность и эстетику. Однако, если предположить, что авангард является антиискусством, то следует все же задуматься над вопросом, относительно того, какая сила стремится вытеснить искусство из его собственной сферы и занять его нишу. Термин «антиискусство» нуждается в необходимости иного определения, как феномена религиозного, социального и культурного.
О таком понятии как антиискусство удачно сказал Панченко А.М. – исследователь древнерусской культуры: авангардистское течение – юродствующее искусство, которое сознательно идет на унижение, на уродливое искажение своего эстетического облика. Вывод напрашивается вполне очевидный: такое юродство – эстетический феномен, однако его вполне возможно позиционировать вполне положительно с религиозной точки зрения. В этом юродстве навечно застыла эпоха, когда изящное искусство и христианство подпадали под антагонистические категории.
Характерным явлением для поведения художника авангардиста, представителя течения антиискусства был между условностями и привычками, ввиду чего, некогда святые и чистые понятия подвергаются всеобщему глумлению и неприятию.
Мадонна шлепает младенца-Христа. М. Эрнст. 1926 г.
|
Фонтан. Марсель Дюшан.
|
Циркулярная пила (оранжевая) с ковбоями и пистолетами (синее, красное). Дж. Балдессари.
|